УДК 63:37
DOI:10.25630/PAV.2018.5.17693
Г.Д. Золина
Представлена информация о системной работе РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева по подготовке высококвалифицированных кадров для российского АПК. Она включает: повышение престижности с. – х. образования, привлечение талантливых выпускников школ, помощь в трудоустройстве специалистов в крупнейших аграрных компаниях, соглашения с регионами, поддержка и развитие учебной и научной инфраструктуры академии.
Ключевые слова: с. – х. образование, РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, специалисты, АПК России.
Тимирязевская академия не просто лучший из 54 вузов, подведомственных Министерству сельского хозяйства. Его называют главным аграрным вузом, национальным достоянием страны. Как сохранить качество отечественного с. – х. образования, идти в ногу со временем, по современным мировым стандартам? Ответ на этот вопрос – комплексный и непростой. Известно, что ключевая проблема с. – х. образования в России – его престижность. Как можно повысить престижность с. – х. образования? Сегодня Закон об образовании стимулирует вузы улучшать их рейтинговые позиции. Один из критериев оценки университета – это степень его интеграции в мировую образовательную среду. Важный показатель – доля иностранных студентов, которые обучаются в том или ином российском вузе. Другой критерий – возможность получения двойного диплома (когда выпускнику одновременно выдают диплом российской альма-матер и зарубежного вуза-партнера). Это важно, потому что наши студенты, которые сейчас уезжают учиться за границу, не всегда возвращаются обратно. А нам нужно, чтобы молодые и талантливые работали у нас в стране. В целом, расширение международной деятельности дает нам возможность соответствовать критериям вуза более высокой категории. Например, сейчас у нас 21 вуз страны участвует в проекте Топ 5–100. Это государственная программа поддержки крупнейших вузов, ее цель вывести не менее пяти университетов в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рейтингов. Тимирязевка пока в эту программу не входит, но развитие новых стандартов, в том числе международной базы, даст возможность приблизиться к заветной планке. Мы должны присоединиться к числу лучших вузов мира.
Также мы реализуем один из наших главных принципов: равный – равному. Мы создали специальную программу, в рамках которой студенты-волонтеры выезжают в школы и доступным языком рассказывают ученикам, что представляет из себя академия. Мы планируем, что в ближайшем будущем наши ребята будут выезжать в регионы и общаться не только со школьниками и их родителями, но и с учителями. Также мы хотим пригласить преподавателей в стены нашего вуза, провести для них презентацию, чтобы затем,
разъехавшись по стране, они могли с полным пониманием доносить до детей эту информацию.
Кроме этого мы проводим и «Дни карьеры» [1]. В таком формате ведущие подмосковные сельхозпроизводители получают уникальную возможность пообщаться со своими будущими коллегами – студентами и выпускниками ведущего аграрного вуза страны. В рамках встречи они могут рассказать о тонкостях профессии, поделиться опытом и презентовать ферму, теплицу, производство, разместить сведения о своей компании в информационном справочнике академии, а студенты – приобрести опыт общения с работодателями, узнать о требованиях к молодым специалистам и перспективах профессиональной карьеры. В «Днях карьеры» участвуют студенты всех специальностей вуза – это такие направления, как агрономия, биотехнология, ветеринария, зоотехния, агрохимия и агропочвоведение, экология и природопользование, садоводство, ландшафтная архитектура, технология производства и переработки с. – х. продукции и др. «Ярмарку вакансий» посещают представители более шестидесяти компаний.
Наша задача – в проведении дальнейшей технической модернизации. Доступ в интернет, новейшие электронные помощники для преподавателей – все это должно стать нормой жизни в учебном процессе и привлечь сюда новых студентов со всей России.
Сейчас колесо истории повернулось в нашу сторону – мы видим, что в России наконец востребованы технологи. Мы намерены сделать наши факультеты передовыми. Интенсивно развиваем инженерное направление, создаем с помощью укрупнения институты – более самостоятельные единицы, чем факультет, но там и спрос на качество больше.
С. – х. образование в Тимирязевке действительно престижно. Не только потому, что наши выпускники обеспечивают продовольственную безопасность страны. А потому что эти профессии нужны во все времена при любом общественно-политическом строе. Было время, когда сельское хозяйство ассоциировалось с полуразрушенными фермами, плохими дорогами, пустеющими деревнями. Сегодня произошла переоценка ценностей: на селе востребованы не только механизаторы и ветеринары. Там очень нужны педагоги, хорошие управленцы, экономисты, инженеры, технологи, без которых не двинется ни одна отрасль, и представители десятков самых разнообразных специальностей.
Мы давно сотрудничаем практически со всеми основными отечественными и зарубежными компаниями, производящими с. – х. технику – тракторы, комбайны, другие машины и оборудование, в московские представительства которых и идут работать многие наши выпускники. Также имеется высокая востребованность в наших выпускниках в крупных производственных холдингах, таких, как ЗАО «Куликово», «Дмитровские овощи», «Мираторг» и др.
Сегодня в Тимирязевке обучаются 15 тыс. студентов. 30 университетов и научных центров из 25 стран подписали с нами договор о сотрудничестве. У нас 88 кафедр, мы готовим аграриев, строителей, инженеров, специалистов в сфере государственно-муниципального управления, в области рекламы и связей с общественностью, аграрного туризма. У нас учится 60% детей из глубинки. Мы знаем, что эти ребята совершенно точно вернутся в село и будут работать на предприятиях АПК. И другая важная цифра: у нас 80% выпускников трудоустраиваются по специальности. Это отличный показатель, который говорит о востребованности наших ребят. Но мы расширяем диапазон своей деятельности, открываем колледж, чтобы готовить ребят, которые будут уже со школы ориентированы на аграрное образование. Еще какая-то часть трудится на селе в муниципальных администрациях, Общественных палатах, налоговых органах и т. д. Около 25% идут в различные обслуживающие компании, салоны с. – х. техники, дилерские пункты, фирмы, которые занимаются поставкой запчастей. У нас трудоустраиваются все.
Мы готовим профессионалов не только для села, но и для современной жизни в целом. Совершенно очевидно, что буквально лет через 10–20 начнется отсев профессий. Причем новые профессии будут появляться гораздо стремительнее, чем старые – отживать. Мы не можем, как страусы, прятать головы в песок, а должны подготовиться к новым временам, чтобы давать актуальное образование и завтра. Сегодня мы видим, что на смену человеку приходит робот. Значит, человек должен быть умнее робота. И это уже должен быть не просто агроном, а агроном-исследователь. Ученые Тимирязевки сегодня разрабатывают программы беспилотного управления техникой, автоматического управления сложными производственными процессами. Люди могут быть уверенными в завтрашнем дне только тогда, когда имеют качественное, соответствующее времени образование [2].
Мы являемся базовым учреждением по подготовке кадров для Министерства сельского хозяйства, образования, транспорта, промышленности, а также бизнес-структур. Тимирязевская академия уникальна тем, что дает не только аграрное, но и гуманитарное, экономическое образование – нет таких сфер жизни, к которым мы не имели бы отношения. Поэтому наши студенты не просто шагают в ногу со временем – они опережают его. И за это огромная благодарность всему коллективу: от лаборантов до академиков.
Мы ориентируемся на наш главный принцип: в Тимирязевке должны обучаться лучшие. Идем за абитуриентами в села, в частности, Московской области, которая стала для нас регионом-партнером. Благодарны губернатору Подмосковья Андрею Юрьевичу Воробьеву, главе областного Минсельхоза Андрею Викторовичу Разину за то, что они выстроили сотрудничество с нами на современной основе. Крепкие партнерские отношения сложились и с самой столицей: москвичи поступают по направлениям биотехнологии, ветеринарии, ландшафтной архитектуры.
По чисто аграрным специальностям наши будущие студенты растут во многих регионах. При трудоустройстве выпускников первое, что интересует работодателя: какой вуз он окончил и какой у него опыт. Поэтому нам очень нужны индустриальные партнеры. И мы их нашли, например, в Липецкой области, где предприятия АПК высокотехнологичны, а сотрудничество активно поддерживает губернатор Олег Петрович Королев. С губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным недавно также подписали похожее соглашение.
Очень перспективной намечается такая работа с Архангельской областью. С Северным федеральным университетом планируем проводить селекционные исследования по знаменитой холмогорской породе коров, рыбе, кормам. Наши ученые создали уникальный сорт кормовой капусты, который может быть районирован в условиях северных областей и будет там востребован. Теперь мы ждем в гости делегацию из университета, чтобы выйти уже на старт этого проекта.
Прорабатываем также вопрос сотрудничества с Симферопольским федеральным университетом. Среди наших индустриальных партнеров – компании Олега Владимировича Дерипаски, в которых разработан уникальный сплав металла. Он будет использоваться при строительстве современных теплиц в Тимирязевке.
В ближайшее время на рынке труда увеличится спрос на специалистов, владеющих новыми технологиями производства и переработки с. – х. продукции. Тимирязевка чутко следит за изменениями в рейтингах самых востребованных в агропромышленной отрасли профессий и помогает студентам приобрести именно те специальности, которые сейчас необходимы. Например, мы понимаем, что переработка с. – х. продукции – конек сегодняшнего времени. Мода на юристов и экономистов уходит, мы это чувствуем по снижению интереса абитуриентов к этим профессиям. Восходит звезда технологов и инженеров-ученых! [3]
В чем уникальность академии? Мы не учим на муляжах. У нас создана совершенно потрясающая научная и учебно-производственная база. Студент в лаборатории может своими руками через микроклональное размножение получить рассаду, высадить ее в теплице, затем собрать урожай и прийти в цех переработки, чтобы создать готовый продукт питания.
Если мы говорим о гидромелиорации, то у нас прямо на территории созданы водоемы, проложены трубы, установлены насосы. Студенты все видят воочию, и для них нет грани между наукой и практикой. Даже семена еще не легли в землю, а наши ребята способны определить, каким будет урожай, и в случае необходимости принять меры, чтобы спасти его и преумножить. Это невероятная практика анализа данных и принятия решения. Мы готовим управленческую элиту, минимум, где могут работать наши студенты – это позиции главных инженеров, агрономов, экономистов и так далее. Но мы готовим не только к этому. Мы считаем, что нужно не просто давать знания студентам, но и обогащать их души и мысли. Ведь можно быть прекрасным аналитиком и профессионалом, но если человек безразличен, черств и холоден душой – кому от этого радость?
Еще два года назад был недобор агроинженеров-технологов. На это влияли и объективные факторы – инженеры были не в моде, и субъективные – когда факультеты, например, недостаточно рекламировали себя. Сейчас у нас иная ситуация. В прошлом году на факультет «Процессы и машины в агробизнесе» конкурс по заявлениям составил 10 человек на одно место! Никогда даже в Советском Союзе не было такого конкурса в нашем вузе.
Наши инженеры изучают менеджмент, логистику, управление, организацию производства, то есть получают не только техническую, но и экономическую подготовку. Наш инженер способен работать и экономистом, и управленцем, а вот экономист инженером – никогда.
Мы видим, как меняется отношение работодателей. Раньше бизнес говорил: заниматься подготовкой кадров невыгодно и дорого. Сегодня открываются новые производства и самые крупные компании стучатся к нам и говорят: дайте специалистов. Сейчас мы готовим для бизнеса специалистов по программе целевого набора. Кроме того, все крупные компании готовы иметь у себя базовые кафедры для прохождения практики. Пришло понимание: если студенты сегодня пришли к ним на практику, то есть шансы, что они останутся работать. Мы в прошлом году заключили договор с министром сельского хозяйства Московской области Андреем Разиным о прохождении практики студентов в его ведомстве [4]. Ее прошли шестнадцать наших ребят – по одному от каждого факультета. После окончания ими вуза министерство готово взять их на работу.
Я считаю, что с одной стороны это очень хороший социальный лифт, а с другой – говорит о высоком уровне базового образования. Ведь наши студенты оказались готовы участвовать в системе управления сельским хозяйством огромной Московской области. Надо признать, что мы сегодня действительно в центре внимания. Если раньше финансирование аграрного образования сокращалось от года к году, то сейчас на уровне Правительства и Государственной Думы говорят, что ни в коем случае нельзя этого допустить. Наоборот, необходимо его увеличивать!
В новом учебном году РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева примет участие в ряде международных образовательных программ. Прежде всего, речь идет о программах академической мобильности для студентов и преподавателей. Сегодня реализуются проекты с 8 европейскими вузами. В их числе Университет святого Иштвана в Венгрии, Университет Кордобы в Испании, Варшавский университет естественных наук в Польше, Высшая школа святой Анны в итальянской Пизе, Пловдивский аграрный и Бургасский свободный университеты в Болгарии, Университет с. – х. наук и ветеринарной медицины в Румынии и Словацкий аграрный университет в Нитре.
Кроме того, в рамках проектов академической мобильности планируются стажировки преподавателей вузов-партнеров. В сентябре заведующий кафедрой маркетинга экономического факультета поедет на стажировку в Словацкий университет, представитель которого с той же целью прибудет в Тимирязевскую академию в октябре. В октябре планируется отбор студентов-тимирязевцев для участия в программе совместного обучения с Гумбольдтским университетом в Берлине.
С 2013 года успешно реализуется программа «Аграрная торговля и маркетинг» на экономическом факультете имени А.В. Чаянова Тимирязевской академии и Словацкого аграрного университета в Нитре. Одновременно продолжают развиваться совместные образовательные программы с французскими вузами.
Сейчас российские и японские селекционеры и генетики из Тимирязевки работают над созданием новых сортов лука, адаптированных к одинаковым климатическим особенностям Приморского края и острова Хоккайдо. Для этих территорий характерна высокая влажность воздуха, частые колебания температуры. Такие условия способствуют развитию грибных заболеваний лука. Одна из основных задач совместного проекта ученых – поиск генов устойчивости к грибным патогенам луковых культур.
Недавно университет открыл Центр довузовской подготовки для иностранных граждан. Для этого полностью отремонтировано и перестроено здание, которое в период реорганизации вуза было практически заброшено. Сейчас тут на подготовительном отделении обучаются ребята из 27 стран (Китая, Ирана, Лаоса, Сирии, Индии и др.). Университету необходимо культивировать атмосферу интернационального студенческого братства!
Совместными усилиями нам предстоит решить задачу по интеграции образования, науки и с. – х. производства, формированию механизмов коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности и новых технологий, развитию подготовки, переподготовки и повышению квалификации научно-педагогических кадров и кадров для агропромышленного комплекса страны. При решении этих задач серьезным подспорьем станет Стратегия развития аграрного образования до 2030 года, в рамках которой предусмотрено увеличение финансирования вузов на развитие учебно-лабораторной базы и приобретение современной с. – х. техники.
Библиографический список
- В РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева в САО прошли Дни карьеры [Электронный ресурс]. URL: https://sao.mos.ru/news/news/detail/7243221.html. Дата обращения: 19.04.2018.
- Ерохин М.Н., Дорохов А.С. Становление и развитие агроинженерной науки и образования в РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2015. № 1. С. 58–63.
- Атлас новых профессий. Сельское хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/catalog/selskoe-khozyaystvo/ Дата обращения: 19.04.2018.
- Студенты Тимирязевской академии пройдут практику в областном Минсельхозпроде [Электронный ресурс]. URL: http://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/studenty_akademii_imeni_timiryazeva_proydut_praktiku_v_minselhozprode_podmoskovya_2448. Дата обращения: 19.04.2018.
- Ученые из Японии и Тимирязевская сельхозакадемия из САО разрабатывают устойчивые к грибкам новые сорта лука. [Электронный ресурс]. URL: https://sao.mos.ru/news/news/detail/7236121.html. Дата обращения: 19.04.2018.
Об авторе
Золина Галина Дмитриевна, канд. филолог. наук, ректор Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева.
E-mail: rector@rgau-msha.ru
The contribution of Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy in the modern Russian agrarian education
G.D. Zolina, PhD, rector of Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy.
E-mail: rector@rgau-msha.ru
Summary. Information on the systematic work of Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy on training of highly qualified personnel for the Russian agroindustrial complex is presented. It includes: increasing the prestige of agricultural education, attracting talented graduates, assistance in employment of specialists in major agricultural companies, agreements with the regions, support and development of educational and scientific infrastructure of the Academy.
Keywords: agricultural education, Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural, specialists, agro-industrial complex of Russia.