Спрашивает Петр Деревянченко (Астраханская область): «Занимаюсь переработкой и упаковкой продукции. Как выбрать правильную упаковку для овощей и картофеля»?
Отвечает коммерческий директор компании «Агропак» Павел Валентинович Малышев.
Общеизвестно, что овощам и картофелю необходима постоянная защита от негативных факторов внешней среды до и во время транспортировки в точку продаж, а также на период реализации. Обеспечить защиту может только правильно подобранная упаковка. Существует множество производителей упаковочных материалов и оборудования, каждый из которых любой ценой борется за своего клиента. К сожалению, некоторые из них ведут не совсем честную игру и при продаже оборудования или упаковочных материалов, в большей степени учитывают только свой коммерческий интерес, привлекая существенными скидками, но выбор всегда остается за клиентом. Как показывает жизненный опыт, большая скидка – это не всегда выгодно. Давайте рассмотрим, как избежать дорогостоящих ошибок при выборе упаковки и разберем реальные случаи, которые помогут избежать подобных ситуаций в будущем.
Не приобретать большие объемы упаковочных материалов за один заказ.
Временами в погоне за снижением стоимости упаковки закупщики формируют заказ на очень большое количество расходных материалов и не учитывают при этом, что товар на складе – это тоже деньги. К тому же забывают, что индивидуально брендированные упаковочные материалы с информацией о товаре или компании могут и не пригодиться в будущем, когда сменится сорт, название, торговая марка, требования к маркировке продукции, штрих-коды, ГОСТы и т.д. Возникает вопрос, что тогда делать с закупленной со скидкой большой партией упаковочных материалов?
Не покупать упаковочный материал с большой скидкой.
При формировании сравнительных таблиц КП от поставщиков, крайне важно принимать в расчет и объем упаковочного материала, который Вам продают с учетом скидки на оборудование и скидкой за большой объем заказа, о которой мы говорим в первом примере. Согласитесь, скидка на оборудование в €5 тыс. и приобретение одновременно с этим упаковочных материалов на €90-120 тыс. – плохая экономия, но в том случае, конечно, если в течение 2-3 месяцев или быстрее Вы не сработаете данную партию упаковки. Еще один важный момент, который надо принять во внимание, – пленка не может вечно сохранять свои свойства, со временем теряется лоск, блеск, яркость и качество печати, а зачастую она просто слеживается, и слои слипаются между собой. Во избежание проблем с упаковочными материалами рекомендуем заказывать партию, равную Вашей потребности на 2-3 месяца, максимум – годовой, но никак не более чем на 12 месяцев. В противном случае скидка, полученная за оборудование, превратится в дорогостоящую головную боль с упаковочным материалом на складе.
Не быть «вечным» заложником упаковки для конкретного оборудования.
Нередко производители оборудования создают привязку к расходным материалам, которые сами и производят. В этом случае покупатель оборудования становится «вечным» заложником упаковки для приобретенной машины. «Привязка» может быть осуществлена как за счет упаковочного материала – его характеристик, размеров, так и за счет настроек оборудования. Поэтому до приобретения упаковочного оборудования любого типа необходимо выяснить – способно ли оно работать на аналогичных упаковочных материалах других производителей или подходит только для работы с материалом одного производителя? Как правило, такие «уникальные» материалы стоят в разы дороже аналогов, а оборудование невозможно перенастроить для другого вида упаковки.
Не заказывать партию упаковочных материалов по одному тестовому образцу.
Нередко в отдел закупок поступают звонки с предложением сотрудничества от производителей упаковочных материалов аналогичных тем, что уже использует компания-закупщик. В ходе переговоров поставщик предлагает провести тесты с новым материалом, предоставляя пару рулонов на пробу. Зачастую представленный поставщиком тестовый рулон значительно отличается по качеству от полноценной партии в виду особенностей и несоблюдения технологии скорости производства больших партий. Тестовые материалы могут показать наилучшие результаты, но проблемы начнутся уже после приобретения полноценной партии и запуска оборудования, например, нагревательные тены просто не смогут спаять пленку по причине нарушения технологической цепочки производства. Надежным решением в такой ситуации является заказ, так называемой, опытной партии произведенной в кратчайшие сроки. Опытная партия даст более ясную картину по качеству поставленного материала и позволит быть уверенным в дальнейших поставках и качестве будущей упаковки.
Не фасовать брак и лом овощей как премиум-продукт.
Предварительная обработка овощей, сортировка, мойка, чистка, полировка и резка, не всегда позволяет перевести «плохой» продукт в премиум. Безусловно, часть огрехов уберется, овощи станут привлекательными и аппетитными по внешнему виду, но не забывайте о том, что первый выбор товара покупатель осуществляет глазами, а уже после пробует, что внутри и какой у продукта вкус. И только, после того как продукт будет попробован, покупатель становится либо лояльным к продукту, либо никогда его больше не купит. Как вы думаете, каким будет его отношение к продукту, если, заведомо он приобрел мытый чищеный картофель в премиум-упаковке, а на самом деле картофель был сделан из отхода, да еще и обрабатывался вместе с гнилым продуктом, от которого ему передался характерный аромат и вкус?
Сорт продукта обладает своими уникальными вкусовыми качествами, от которых зависит его предназначение на кухне, например: бэби-картофель для приготовления в мундире, крупный картофель для запекания, картофель для приготовления воздушного пюре или специальный для салата. Смело можно предположить, что если один картофель попадет на место другого, то совсем не факт, что в следующий раз покупатель отдаст предпочтение именно Вашему продукту.
При выборе различных упаковочных материалов и сетки-мешка отдавайте предпочтение проверенным компаниям, с надежной репутацией на рынке, тем самым Вы обезопасите себя от дорогостоящих ошибок и лишних расходов на упаковочные материалы.
Павел Валентинович Малышев, коммерческий директор компании «Агропак».