Квоты на семена — итоги первого года

В Российской Федерации в результате агрессивной маркетинговой политики глобальных компаний с 2005 года стал отчетливо наблюдаться тренд на снижение использования сельхозтоваропроизводителями семян отечественной селекции, что со временем привело к высокой зависимости отечественного растениеводства от импорта семян.

К 2020 году доля отечественных семян, используемых для выращивания таких важнейших культур, как сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, оказалась на недопустимо низком уровне и составляла 2, 28 и 50 процентов соответственно (табл. 1). Критическая ситуация с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности сложилась также и с семенами масличного рапса и картофеля.

Министерство сельского хозяйства РФ в этот период искало механизмы поддержки отечественного семеноводства, из которых наиболее финансово емким было субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение элитных семян и приравненных к ним гибридов кукурузы первого поколения. Но надо сказать, что существенного эффекта для селекционно-семеноводческих компаний эта мера не имела, так как фактически бюджетные средства предназначались для производителей товарной продукции. В какой-то части это даже способствовало снижению качества семян элиты, так как в условиях резкого увеличения спроса на семена этой категории (в отдельных хозяйствах ею засевалось более 80% площади) семхозы не могли обеспечить надлежащей сортовой чистоты, что привело к массовой апробации элиты на элиту или простой фальсификации документов. В качестве мер господдержки было введено субсидирование затрат на производство семян F1 и ситуация резко изменилась в связи с тем, что семеноводческие компании стали напрямую получать финансовые средства, которые в большинстве своем пошли на модернизацию существующих семенных заводов. А в 2015 году к этим мерам добавилось еще и субсидирование части затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров (к сожалению_большая их часть использовалась на строительство сушилок и модернизацию зернотоков, построенных в прошлом веке).

Важным дополнением в комплексе мер поддержки стало принятие в 2017 году «Федеральной научно-технической программ развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы», в рамках которой были приняты подпрограммы развития селекции и семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Внесенные в ФНТП изменения (прежде всего_направленные на укрепления взаимодействия бизнеса и науки), а также расширение перечня задействованных культур сделали ее достаточно эффективным инструментом развития отечественной селекции. А установленная во второй редакции Доктрины продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, задача довести до 2030 года долю отечественных семян до 75% (и более) в посевных площадях основных сельхозкультур принципиально изменила отношение к развитию отечественных селекции и семеноводства.

Эти меры позволили остановить снижение объемов использования отечественных семян (табл.1), но коренным образом изменить ситуацию на рынке семян не удалось. И это понятно, так как на протяжении тридцати лет Россию настойчиво «вписывали» в глобальную мировую экономику в качестве сырьевого придатка (страны третьего мира), не позволяя развивать высокотехнологичные производства, к которым относятся селекция и семеноводство.

 

Таблица 1. Доля семян кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы отечественной селекции

Обострение международных отношений в феврале 2022 года и принятие многочисленных экономических санкций против России резко увеличили риски срыва своевременных поставок семян по импортозависимым сельскохозяйственным культурам. Общий ход подготовки к посевной 2022 и 2023 года наглядно показал, к чему приводит чрезмерная зависимость сельхозпроизводства от поставок зарубежных семян, а также то, что без радикальных мер изменить ситуацию не возможно.

Сев яровых культур весной 2022 года проходил в напряженной обстановке под постоянной угрозой срыва поставок иностранных семян из-за нарушений отработанной в предыдущие годы оптимальной логистики по импортозависимым сельхозкультурам. Специалисты Депрастениеводства МСХ РФ были вынуждены практически в ручном режиме сопровождать фуры с иностранными семенами для того, чтобы обеспечить своевременную поставку семян конечному покупателю. Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы яровые культуры были посеяны на запланированных площадях. В сложившихся условиях некоторые продавцы не смогли устоять от соблазна получения сверхприбыли (все по К. Марксу).

При этом нужно отметить два принципиальных момента:

  1. Отечественные селекционно-семеноводческие компании ответственно выполняли условия заключенных контрактов, отгружая оплаченные семена, сохранив ранее объявленные цены, несмотря на имеющуюся возможность продать семена дороже. Многие из них своим проверенным клиентам отпускали их даже в долг, не требуя от государства дополнительной финансовой помощи в краткосрочной перспективе.
  2. Ситуация же с поставщиками иностранных семян складывалась иным образом. Большинство зарубежных компании в первой половине марта 2022 года, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, расторгли с российскими аграриями контракты на поставку семян. А через две недели, когда семена «чудным» образом появились в тех же объемах, предложили их сельхозтоваропроизводителям по значительно большей (до двух с половиной раз) цене, которая не была откорректирована после укрепления рубля к доллару. Рост цен произошел, несмотря на беспрецедентную помощь зарубежным компаниям со стороны МСХ РФ по упрощению таможенных и карантинных процедур при доставке семян из-за рубежа. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов в очередной раз показали, что высокая зависимость от иностранных семян, даже при условии привязки их цен к доллару/евро, не позволяют гарантировать их физическую поставку даже по заблаговременно и полностью оплаченным договорам. Все это наглядно показало необходимость скорейшего достижения параметров «Доктрины продовольственной безопасности» в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами.

В сложившихся условиях Минсельхоз России был вынужден в сжатые сроки разработать и приступить к реализации комплекса мер, предусматривающих как стимулирование производства отечественных семян, так и защиту семенного рынка страны вплоть до введения квот на импорт семян из недружественных стран при условии максимального увеличения их производства отечественными компаниями.

Отечественные семеноводы в сложившихся условиях, несмотря на некоторый недостаток финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, приложили все усилия для увеличения площади семеноводческих посевов и производства продукции. И уже в 2023 году объем произведенных в России семян позволил Правительству страны принять взвешенное решение о регулировании отечественного семенного рынка с помощью соответствующих квот по наиболее импортозависимым культурам.

Итоги 2024 года показали правильность принятого решения — доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилась с 30 до 43%, то есть рост составил 13%, а сахарной свеклы — в 2,5 раза (с 3 до 8%).

 

По кукурузе существенных изменений не произошло, прежде всего потому, что в отсутствии опыта квотирования не удалось сбалансировать спрос и предложение семян на фоне взрывного роста их производства, а также снижения посевных площадей товарной кукурузы в текущем году. Это, по данным Депрастениеводства МСХ РФ, привело к снижению потребности в семенах с 85 до 80 тыс. тонн и, как следствие, к существенным складским остаткам как иностранной, так и отечественной селекции. При этом доля посевных площадей товарной кукурузы, засеянной семенами отечественной селекции, увеличилась лишь на 2%.

Также усугубило ситуацию и увеличение на рынке доли фальсифицированных семян (по большей части иностранной селекции), а так же резко возросший контрабандный ввоз в Россию из сопредельных стран.

На протяжении двух лет квотирование ввоза семян подвергалось жесткой критике в основном со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный, иногда завуалированный_интерес в доминировании на отечественном рынке семян селекции недружественных зарубежных стран. Как правило_ими использовались два основных довода:

На рынке должна быть свободная конкуренция. Квотирование нарушает правила ВТО _и вообще_это не по_«капиталистически». Но на фоне введения и ужесточения санкций, налагаемых как на Россию так и на другие страны со стороны самой «капиталистической» страны, поборницы этой самой «свободной» конкуренции — США, этот аргумент выглядит не то что не серьезно, а просто смешно.

Отечественная селекция существенно уступает иностранной, и это приведет к снижению урожайности и валовых сборов важнейших сельхозкультур. Но, как видим на примере ситуации с соотношением товарных посевов кукурузы, засеянных отечественными и иностранными семенами, имевшиеся опасения по снижению валовых сборов кукурузы из-за снижения доли использования иностранных семян и более низкой урожайности отечественных гибридов фактически опровергаются результатами текущего года. Мы действительно наблюдаем в 2024 году снижение урожайности и валового сбора по сравнению с предыдущим годом (табл. 2.), но это связано с экстремальными погодными условиями (впервые за весь период наблюдений) на большей части территории РФ, где она возделывалась.

 

Таблица 2 Урожайность и валовые сборы кукурузы и подсолнечника в 2023-2024 гг.

Если объективно посмотреть на результаты 2024 года, то можно с уверенностью утверждать, что они доказывают высокую эффективность квотирования как механизма регулирования рынка семян и поддержки отечественных селекционно-семеноводческих компаний. Вместе с тем_наглядно проявилась и необходимость активно_ борьбы с контрафактом и контрабандой, а также учитывать их присутствие на рынке при расчете размеров квот.

Благодаря этому механизму_отечественные компании в 2024 году расширили площади семеноводческих посевов и нарастили производство семян для посевной 2025 года по:

— подсолнечнику до 32,4 тыс. тонн (в том числе_гибридов 24,4 тыс. тонн ), что составит 74% ( 55% по гибридам) от потребности рынка,

— по сахарной свекле на 50% до 400 тыс. п. е. или до 30% от потребности рынка,

А по кукурузе, несмотря на не совсем удачно сложившийся год_имеются все предпосылки увеличить долю семян отечественной селекции до 60-70%.

Кроме того, подобные меры позволяют отечественным селекционно-семеноводческим компаниям не только планировать свою деятельность на более длительную перспективу, но и направлять существенно больше средств на селекционную работу и модернизацию производства. Наглядным подтверждением этого является активизация их интереса к участию в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». Так_по развитию селекции подсолнечника и кукурузы в подпрограммах ФНТП участвует такое количество компаний, что уже от участников рынка звучат предложения о необходимости переноса акцентов на развития семеноводства других культур как, например овощных и плодово-ягодных культур.

В заключении можно констатировать, что квотирование ввоза семян является эффективной мерой, позволяющей на первоначальном этапе создать равные конкурентные условия для сравнительно молодых отечественных компаний, позволяющие им успешно противостоять транснациональным гигантам.

И.А. Лобач, М.В. Самусь

https://nsal.ru/tpost/4bja83tds1-kvoti-na-semena-itogi-pervogo-goda

 

 

Смысла мало, ошибок много

Что хочется сказать авторам вышеприведенного опуса НСА? Если на седьмом десятке так и не получается писать со смыслом и без ошибок, то, наверное, уже и не получится. Не лучше ли ограничиться рисованием все более «убедительных» таблиц? Знание правил русского языка в этом увлекательном занятии не требуется. Нужны лишь карандаш, которым рисовать, и потолок, с которого брать цифры. Однако мыши кололись, плакали, но продолжали грызть кактус.

Ну, да ладно. Начнем, пожалуй. А начнем мы с умствований НСА на тему эффективности механизмов государственной поддержки селекции и семеноводства, которые вообще лишены какого-либо смысла. Ведь поддерживать можно то, что хоть как-то стоит. То, что мертво лежит, поддержать никак не получится. И не получилось. Поэтому сейчас пытаются завалить тех, кто уверенно и прочно стоит на своих ногах (роялти) и в госбюджетных подпорках не нуждается. Результат будет тот же: не получится.

Я не против того, чтобы кто-то хоть что-то получил от государства. Просто эта поддержка не решает и не может решить проблему неконкурентоспособности отечественной селекции.

ФНТП – это отдельная песня, грустная и тягучая, продленная из-за неисполнения с 2024 на 2030 год.

Фактический провал ФНТП стал очевиден после выхода Постановления Правительства от 30 ноября 2019 г. № 1573, устанавливающего компенсацию в размере 70 процентов затрат покупателям семян, произведенных в рамках ФНТП. Дальше – только даром! Разбазаривание государственных средств (хотя, нет никаких государственных средств, есть средства налогоплательщиков) на создание неконкурентоспособных сортов и гибридов было усугублено дополнительными затратами на субсидирование неконкурентоспособного производства.

Поддерживать собственное производство в любых размерах и формах – безусловное суверенное право любого государства. Но никакое государство не может и не сможет наращивать реальное потребление производимой в рамках такой поддержки «непотребной» продукции.

Не забудем и про законодательно оформленное освобождение созданных в рамках ФНТП сортов и гибридов от государственных сортоиспытаний. И правильно! Зачем тратить время и деньги на испытания того, что по доброй воле никто использовать не будет. А заставить можно и без испытаний.

Впрочем, про ФНТП все уже стали благополучно забывать. Ведь совсем скоро, в рамках нового нацпроекта по технологическому обеспечению продовольственной безопасности, начнется реализация широко разрекламированного Минсельхозом проекта «Селекция и генетика».

Далее. Совершенно не к месту упомянутые авторами опуса санкции против России не затронули продовольственный сектор. Западные поставщики – частные селекционные компании, в абсолютно подавляющем большинстве, не ушли с российского рынка, несмотря на имиджевые и капитализационные риски (биржевая стоимость оставшихся в России компаний резко падала).

Возникшие весной 2022 года диспропорции в финансовой и логистической сферах действительно повысили стоимость семян и затруднили их доставку российским аграриям.  Но указанные диспропорции возникли не по вине, а уж тем более, не по воле зарубежных поставщиков. Поэтому никто не спрашивал их, почему подняли цены. Спрашивали только, когда и сколько сможете поставить. Правительство обнулило ввозные пошлины на семена, ФТС и Минсельхоз максимально упростили процедуру таможенного оформления и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, были зарегистрированы сорта и гибриды, которым ранее в регистрации было отказано, а также сняты ограничения в использовании семян по регионам допуска.

В результате, угроза срыва весенней посевной была купирована. Основная масса семян была доставлена потребителям.

Вместе с тем, Минсельхозом было принято решение резко нарастить объемы первичного семеноводства в государственных селекционных учреждениях с целью предотвращения возникновения дефицита семян в случае возможного ухода с российского рынка иностранных поставщиков.

Это абсолютно правильное на тот критический момент решение, тем не менее, привело к негативным последствиям. Наращенное производство семян отечественной селекции не окупилось. При доступности зарубежных семян, даже резко подорожавших, отечественные семена оказались невостребованными.

Минсельхоз должных выводов не сделал и продолжил «грызть кактус», пытаясь добиться предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности самообеспеченности семенами на уровне не менее 75 процентов не за счет создания конкурентоспособных отечественных сортов и гибридов, а за счет ограничения доступа к уже имеющимся и постоянно улучшаемым зарубежным аналогам.

Согласно Доктрине, «продовольственная безопасность Российской Федерации — состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции».

Если проще, то продовольственная безопасность – это продовольственная независимость плюс доступность продуктов питания. Ни того, ни другого Минсельхоз обеспечить не может. Импортозамещение – лишь на бумаге. Стремительно дорожающие продукты становятся все менее доступными. Но это – так, к слову.

Продовольственная независимость определяется Доктриной «как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения в отношении…семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции — не менее 75 процентов».

Из приведенного текста совершенно понятно, что 75 процентов относятся не к производству, а к потреблению.  Что касается производства, то из текста Доктрины следует лишь то, что оно должно быть отечественным.

Никакая доктрина не может регулировать потребление. Потребление может регулировать только спрос. Спроса на семена отечественной селекции добиваться, безусловно, надо. Но не доктриной, а достижениями в сфере селекции и семеноводства. Иными словами, не менее 75 процентов произведенных в стране семян должны быть конкурентоспособными для внутреннего потребления, а не просто быть. И выполнять надо то, что написано в Доктрине, а не то, чего хочется никчемным «непродавашкам», испытывающим проблемы с конкурентоспособностью.

И да! Милое сердцам авторов опуса квотирование импорта как мера нетарифного регулирования прямо направлена на ограничение конкуренции, что неизбежно ведет к стагнации как самого отечественного семеноводства, так и аграрной отрасли в целом.

Последствиями квотирования импорта семян уже стали:

— падение урожайности и снижение объемов сельскохозяйственного производства (да, я все знаю про абиотические факторы: у нас всегда абиотические факторы и они всегда сильно мешают слабо подготовленным танцорам);

— рост цен на семена и, соответственно, конечную продукцию агропрома;

— увеличение фальсификата и контрафакта;

— диспропорции на рынке семян, связанные с невозможностью оперативно управлять квотами при постоянно меняющихся посевных площадях, отводимых под определенные культуры сельскохозяйственных растений;

— ответное санкционное воздействие на российский агроэкспорт.

Не забудем и про то, что проектом предпоследнего пакета санкций ЕС предусматривалось запретить зарубежным компаниям передавать права на сорта растений российским лицам и организациям, создавать с ними совместные предприятия, выполнять дискриминационные правила локализации производства семян, аудита зарубежных лабораторий или иные подобные нормативно-правовые акты.

Слава Богу, не случилось. На такое супостаты не сподобились. Сподобятся еще? Да вполне. С них станется. Надо к этому готовиться? Конечно, надо. Надо провоцировать самим, пока не готовы? Я так не думаю.

Но Минсельхоз думает иначе. Взять, например, проблему ввоза семенного картофеля из Нидерландов и Германии – безальтернативных поставщиков посадочного материала для производства клубней, пригодных для промышленной переработки (чипсы, хлопья, картофель фри, крахмал и т.п.).

В настоящее время ввоз критически важного посадочного материала из этих стран прекращен из-за несогласия их уполномоченных органов на проведения аудита лабораторий по испытанию семян со стороны Россельхознадзора, а сертификация посадочного материала без участия этих уполномоченных органов невозможна.

При этом, все проверенные Россельхознадзором лаборатории в других европейских странах успешно прошли аудит, что свидетельствует о полном соответствии применяемых европейскими лабораториями высоких стандартов ISTA и ОECD критериям компетентности, установленным Россельхознадзором.

Продолжение аудита всех, без исключения, европейских лабораторий представляется нецелесообразной и явно избыточной ограничительной мерой. Но Минсельхоз, видимо, твердо решил оставить российских переработчиков картофеля, вложивших миллиарды в создание соответствующих производственных мощностей, без сырья для переработки.

И ладно бы только картофель!

Партии семян кукурузы и подсолнечника в рамках выделенных российским импортерам объемов без объяснения каких-либо причин блокируются на стадии оформления разрешения на ввоз. Это касается как семян уже готовых гибридов, уже законтрактованных российскими клиентами, так и родительских форм этих гибридов.

Более того, в нарушение правил формирования и ведения Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию,  внесение в него гибридов осуществляется без указания родительских форм, что может привести к невозможности таможенного оформления партий семян родительских форм, ввозимых из-за рубежа, а также апробации посевов на участках гибридизации.

Препятствия, чинимые Минсельхозом при ввозе родительских форм, предназначенных для локализованного производства уже на территории нашей страны, чреваты сворачиванием или полным срывом уже согласованных на всех уровнях программ локализации.

Тем временем, сами правила локализации, утвержденные почти два года назад, не соблюдаются участниками рынка семян, так как они прямо противоречат их интересам.

Ряд иностранных и российских компаний пытались реализовать на практике правила локализации хотя бы путем создания и регистрации в налоговых органах совместных предприятий. Однако Минсельхоз созданные совместные предприятия таковыми не признает, т.к. они созданы и функционируют с целью организации производства семян, а не безвозмездной передачи российской стороне передовой генетики, как того с переляху вздумалось Минсельхозу.

В отрасли растет все более отчетливое понимание того, что Минсельхоз взял курс на вытеснение иностранных компаний с российского рынка путем создания максимально неблагоприятных условий их функционирования в ущерб интересам российского агропрома и установкам Президента России по работе с западными компаниями, которые, вопреки давлению со стороны своих правительств, остаются и успешно работают на российском рынке.

В результате, российский рынок в краткосрочной перспективе, видимо, перестанет быть для них важным источником извлечения прибыли и будет насыщаться в степени, позволяющей сохранить костяк производственной базы для ее полномасштабного развертывания в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

А вот в случае, если иностранные компании, выдержавшие нападки со стороны своих правительств, не выдержат нападок со стороны Минсельхоза и покинут российский рынок, ведомство сможет избежать ответственности за падение сельскохозяйственного производства из-за вынужденного перехода на семена отечественной селекции, которые с момента запуска ФНТП в 2017 году так и не стали конкурентоспособными.

Похоже, именно на это и рассчитывает Минсельхоз.

Не получится. Придется отвечать.

Сергей Платонов.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *