Качество аграрного образования – ключ к импортозамещению

УДК 332:32

Известные геополитические события 2014 года заставили государственные структуры всерьез задуматься о продовольственной безопасности России и, в частности, обеспечении населения страны собственными овощами. В настоящее время доля собственного производства в России невелика и необходимо решать проблему импортозамещения.

Колпаков Николай Анатольевич

Колпаков Николай Анатольевич

Развитие отрасли овощеводства сдерживается целым рядом проблем. Одна из основных – обеспеченность и качество подготовки кадров. До 2010 года специалистов-овощеводов готовили по специальности «Плодоовощеводство и виноградарство» в течение 5 лет, сейчас их готовят по направлению (бакалавриату) «Садоводство» с четырехлетней продолжительностью обучения. Такие изменения произошли практически во всех отраслях экономики России, поэтому их можно рассматривать в целом в контексте профессионального образования.

Система высшего профессионального образования является весьма консервативной системой, медленно и с трудом поддающейся революционным изменениям. Часть из них со временем оказывается тупиковыми и даже вредными, а часть – жизненно необходимыми. Вступивший в силу 1 сентября 2013 года новый федеральный закон «Об образовании в РФ» серьезно меняет систему профессионального образования.

Анализируя переход на уровневую систему подготовки в сфере высшего образования, можно сказать, что эта навязчивая идея, хотя и была жестко, в принудительном порядке навязана вузам, до сегодняшнего дня не имеет внятного обоснования с точки зрения содержания образовательных программ разного уровня. Сегодня уже не вспоминают о прянике Болонского процесса (академическая мобильность, европейское признание дипломов), но все понимают, что сокращение продолжительности обучения позволяет государству сократить расходы на социальную сферу в части затрат на высшее образование.

В 2015 году состоится массовый выпуск бакалавров. Их очень недоверчиво воспринимают в производственной сфере экономики, в том числе и в АПК. В реальной практике достаточно много случаев, когда кадровые работники и руководители предприятий не считают бакалавриат высшим образованием.

Чему смогли научиться бакалавры за четыре года, по сравнению с предыдущими выпускниками-специалистами, на подготовку которых требовалось пять лет? Можно, конечно, рассчитывать на еще два года подготовки в магистратуре, где предполагается более углубленное обучение по выбранной более конкретной программе, но далеко не все выпускники бакалавриата поступают на следующий уровень подготовки в магистратуру.

Да и какой смысл с точки зрения студента учиться еще два года? Формально диплом бакалавра признается как высшее образование, а второй диплом магистра не дает преимуществ при устройстве на работу с более высокой зарплатой. Единственное – диплом магистра сейчас необходим для поступления в аспирантуру.

Неудовлетворенность вузовской среды направленностью проводимых министерством образования и науки реформ и предложения восстановления пятилетнего обучения на инженерных и технологических направлениях подготовки прозвучали на XX съезде Российского союза ректоров в октябре 2014 года в присутствии министра образования РФ Д. В. Ливанова и президента В. В. Путина.

Частая смена содержания и требований государственных образовательных стандартов, как для вузов, так и для средних специальных учебных заведений, особенно за последние пять лет, а сейчас – авральная разработка профессиональных стандартов, свидетельствует, на наш взгляд, об отсутствии у Минобрнауки системного понимания трудоемкости освоения и разграничения уровня компетенций между выпускниками вузов и техникумов.

Внедряемые с 2015 года федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (так называемые ФГОС ВПО 3+) предусматривают реализацию как прикладного, так и академического бакалавриата за четыре года. Прикладной бакалавриат предусматривает большее количество практической подготовки, а академический бакалавриат – теоретической составляющей подготовки.

В тоже время в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предусмотрен базовый (два года десять месяцев на базе среднего полного образования) и углубленный (три года десять месяцев на базе среднего полного образования) уровень подготовки. Так идет принижение первого уровня высшего образования (бакалавриата) и приближение его к среднему профессиональному образованию.

На качество подготовки выпускников влияет большое число факторов, во многом связанных с недофинансированием вузов в течении последних десятилетий. Но сейчас ключевыми проблемами являются слабый уровень подготовки выпускников школ, практически отсутствие конкурса при зачислении, а главное – низкая мотивация студентов к обучению и работе по специальности после получения диплома.

Невысокий уровень заработной платы (чаще всего 10–12 тыс. р.), ненормированный рабочий день, сложные погодно-климатические условия труда, оставляющее желать лучшего состояние социальной инфраструктуры в сельской местности не вызывают оптимизма у выпускников школ при выборе профессии и выпускников вузов при трудоустройстве.

Эти проблемы не остаются без внимания со стороны государства. Оно разрабатывает и реализует федеральные программы. В частности, в настоящее время действует государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с. – х. продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». На их основе работают и региональные программы.

Еще больше на систему начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) повлиял демографический спад. Строго говоря, учреждения начального профессионального образования в России в соответствии с новым законом об образовании больше не существуют. Программы подготовки квалифицированных рабочих теперь должны реализовываться в учреждениях среднего профессионального образования.

На практике это приводит к масштабному сокращению образовательных учреждений НПО и СПО путем их объединения или ликвидации. Эти процессы основываются на принципах экономической целесообразности и не учитывают профильность.

Процессы сокращения коснулись и системы высшего профессионального образования. Проходят они достаточно сложно, а экономический эффект от некоторого сокращения административно-управленческого персонала будет небольшим.

Таким образом, проводимое в последние годы реформирование системы российского профессионального образования, которое реализуется в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы, обеспечило:

  • официальный переход системы высшего образования на уровневую подготовку;
  • усиление вектора укрупнения образовательных структур при реструктуризации всей системы высшего образования;
  • оптимизацию сети средних профессиональных учебных заведений и перевод их финансирования на региональные бюджеты;
  • реорганизацию сети начального профессионального образования путем объединения со средними профессиональными учебными заведениями или создания центров прикладных квалификаций.

В этих условиях одним из направлений совершенствования кадрового обеспечения АПК может стать создание единой региональной системы аграрного образования путем интеграции аграрных вузов и с. – х. техникумов.

Идея координации и согласованной деятельности на поле профессиональной подготовки кадров для АПК не нова. В ряде регионов было налажено хорошее взаимодействие аграрных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Однако в силу ряда причин (сначала передача аграрных учреждений СПО из Министерства сельского хозяйства в Министерство образования и науки, а затем их передача на региональный уровень и, соответственно, финансирование субъектом Федерации) установившиеся контакты были разрушены.

Сложившаяся разобщенность не дает возможности полноценно обеспечивать согласованную деятельность образовательных организаций по кадровому обеспечению АПК.

Анализ реализуемых в средних специальных учебных заведениях основных образовательных программ с основными образовательными программами высшего профессионального образования показывает, что для работы по большинству программ необходима примерно одинаковая материально-техническая и лабораторная база, информационные и кадровые ресурсы, что заставляет задуматься об их рациональном использовании, особенно в период демографического спада и экономического кризиса.

Кроме этого немаловажна организация ускоренного обучения по программам высшего образования на базе полученного профильного образования в техникуме. Это повысит привлекательность техникумов для выпускников школ, которые по разным причинам не смогли сразу поступить в вуз.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, принятая распоряжением Правительства от 29.12.2014, № 2765-р, предусматривает дальнейшую реорганизацию сети образовательных организаций высшего образования и региональных сетей среднего профессионального образования, а также создание объединений образовательных организаций кластерного типа на базе вузов.

На наш взгляд, при создании образовательных кластеров в их состав в обязательном порядке должны входить и крупные производственные предприятия, обладающие современной техникой и технологиями. Это позволит не только согласовывать содержание образовательных программ разного уровня, но и использовать производственную базу при обучении студентов.

Поэтому создание единой интегрированной системы аграрного образования позволит сформировать современную систему непрерывного профессионального образования в соответствии с задачами инновационного развития АПК и обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

Колпаков Николай Анатольевич,
доктор с. – х. наук,
ректор Алтайского государственного аграрного университета.
E-mail: agau@asau.ru.

Справка

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ по состоянию на 1 мая 2015 года находится 55 образовательных учреждений высшего образования. Одно из них находится в стадии реорганизации в форме присоединения (в 2012 году было 59 вузов).

Контингент студентов, обучающихся по программам ВО, составлял 1 октября 2014 года 388,1 тыс. человек, в том числе обучающихся очно за счет федерального бюджета – 120,7 тыс.

По направлению «Агрономия» на очной форме обучалось 7016 студентов, на заочной – 5816, по направлению «Садоводство» на очной форме обучения – 2121 студентов, на заочной – 1182.

Контрольные цифры приема в 2015 году (план приема) по направлению «Садоводство» на очную форму обучения составляют 830 студентов, на заочную – 283.

 

Запись опубликована в рубрике Главная тема с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.