Учим практиков

УДК 332:32

ГОУ СПО МО «Яхромский аграрный колледж» было организовано 10 декабря 1958 года. В 1964 году кроме производственной деятельности предприятие начало вести подготовку специалистов среднего звена для сельского хозяйства. Успешная работа предприятия отмечена высокими наградами. Сегодня Яхромский аграрный колледж включает в себя учебную и производственную части. Подготовлено больше восемнадцати тысяч специалистов среднего звена для с. – х. производства страны по разным специальностям.

Амусов Сергей Эдуардович

Амусов Сергей Эдуардович

Проблема российского профессионального образования – пропасть между теорией и реальностью. Ликвидировать этот разрыв приходится предприятиям, для которых обеспеченность квалифицированными кадрами – вопрос наиважнейший. В результате дипломированный специалист проходит практическое обучение и адаптацию в трудовом коллективе, набирается опыта, приобретает навыки. И только через два-три года предприятие получает опытного, знающего производство специалиста. Возникает вопрос: а возможно ли специалистов готовить быстрее и эффективнее в процессе учебы? Оказывается, возможно, и примеры успешного решения этой задачи есть. Таким примером может служить система профессионального образования Германии, которая является одним из лидеров по уровню квалификации кадров. Конечно, копировать опыт дуального обучения Германии, без учета особенностей нашей экономики, менталитета – нельзя, да и невозможно. Однако опыт, наработанный столетиями, стоит изучить и использовать с учетом специфики нашей экономики.

Так, что же это такое – дуальное образование? Дуальное образование – это вид профессионального образования, при котором практическая часть обучения проходит на рабочем месте, а теоретическая – на базе образовательной организации. Система дуального обучения предполагает совместное финансирование программ подготовки специалистов под конкретное рабочее место предприятиями и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики в регионе. Основным принципом дуального обучения является равная ответственность учебного учреждения и предприятий. В России дуальное обучение заключается в комбинировании теоретического обучения и практического внутри образовательного учреждения.

В отличие от передовых стран Европы, в процессе подготовки кадров предприятия практически не участвуют, а финансирование учебного процесса происходит за счет средств бюджета. И на практике обучение сводится к лабораторным работам, работам в мастерских, т. е. на той материально-технической базе, которой учебное учреждение располагает. Понятно, что в ближайшее время привлечь коммерческие с. – х. предприятия к финансированию, участию, ответственности за качество подготовки кадров не получится. Объективно у с. – х. предприятий сегодня нет мотивации – низкоприбыльная (часто убыточная) экономика, возможность привлечения иностранной рабочей силы (не требуется применять высокопроизводительную, сложную технику), а также существенные ограничения, установленные государственными образовательными стандартами. Таким образом, надеяться на активное участие с. – х. предприятий в подготовке кадров особого смысла нет, если только не создать условия стимулирования (освобождение от части налогов, открытие целевого финансирования для подготовки требуемых предприятию специалистов, субсидирование части затрат на подготовку кадров и т. п.). Каким образом можно привлечь предприятия к учебному процессу – вопрос государственный, и власть вполне может найти способы и методы решения этого вопроса.

Конечно, есть примеры удачного взаимоотношения учебного учреждения и предприятия, но они носят случайный, бессистемный характер, не обязывающий предприятия ни к чему.

В Московской области создана система ресурсных центров при профессиональных образовательных организациях, в которых представлены современные тренажеры, технологии, техника, однако связи с производством все-таки нет. Как быть в такой ситуации, как обеспечить связь учебного процесса и обретения практических навыков на рабочем месте? На мой взгляд, стоит вернуться к недавнему прошлому – профессиональной подготовке кадров на базе бывших совхозов-техникумов, т. е. организовать учебные заведения с современным с. – х. производством на базе которых и будут проходить практическое обучение студенты.

Благодаря поддержке администрации Дмитровского района Яхромскому аграрному колледжу удалось сохранить производственную часть. И сегодня колледж производит больше овощей и картофеля, чем c. – х. предприятия более 20 районов Московской области. Наши студенты проходят практику в реальных производственных условиях, выполняя конкретные производственные задания. Так, например, студенты грумы 41 МЕХ осенью 2014 года вспахали 180 га зяби. Организован и активно продолжает работать студенческий с. – х. отряд (250 студентов), силами которого выполнены прополочные работы на посадках капусты – более 40 га, убрано моркови на площади 24 га. Часть студентов, из числа наиболее подготовленных работала помощниками комбайнеров на комбайнах ДОН1500, картофелеуборочных комбайнах SE 150–6, морковоуборочном комбайне «Аза-Лифт». За выполняемую работу студенты получают заработную плату. Дневной заработок студента составляет от 400 до 1500 р. Для справки, стипендия студента СПО составляет 520 р. в месяц. Имея собственную производственную базу колледжу легче ориентироваться в потребностях предприятий, в кадрах, понять, какие специальности востребованы. Кроме того, студентам добровольно пожелавшим в перспективе стать фермерами предложена трехлетняя программа подготовки к самостоятельной работе.

Таким образом, нашему учебному учреждению понятна суть проблемы АПК, поскольку колледж является крупным с. – х. товаропроизводителем Московской области, направление – картофель, овощи открытого грунта, молоко, зерновые.

При использовании элементов дуального обучения студенты:

  • приобретают практические навыки работы в процессе обучения в колледже;
  • учатся работать в коллективе (с коллективом), формируют коммуникабельность, профессионализм;
  • вырабатывают способность к обучению, повышению квалификации, учатся адаптироваться к новым условиям, применять полученные знания на практике;
  • готовятся (на добровольной основе) для самостоятельной работы в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом у студентов воспитывается чувство собственника, ответственности.

Безусловно, у нас есть трудности. Бюджет финансирует исключительно учебный процесс, производственная часть работает на принципах самоокупаемости при этом не получает субсидий, кредитов предусмотренных государственной программой поддержки с. – х. товаропроизводителей. Но даже в таких условиях производственная часть колледжа работает прибыльно.

Амусов Сергей Эдуардович,
директор ГОУ СПО МО
«Яхромский аграрный колледж».
E-mail: ogz-ya-college@mail.ru

Запись опубликована в рубрике Главная тема с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.