В советское время аграрное машиностроение практически полностью обеспечивало производителей с.-х. техникой, работая по технологиям массового и серийного выпуска. Однако у этой медали была и обратная сторона. Ни заводы, ни с.-х. предприятия не заботились о финансовом обеспечении, собственник у них был один – государство. Следствием этого («план любой ценой») было не всегда высокое качество производимой техники и с.-х. продукции. Сегодня ситуация изменилась. В с.-х. производстве снизилась доля механизированного труда и увеличилась доля ручного. В то же время, благодаря техническому переоснащению и господдержке, сегодня появились и предприятия, выпускающие с.-х. машины с оптимальным соотношением цены и качества. Каково современное состояние, проблемы и перспективы отрасли? Об этом говорят участники нашего круглого стола, руководители ведущих предприятий аграрного машиностроения.
Как государство поддерживает с.-х. машиностроение на примере Вашего предприятия?
С.С. Туболев. Государство поддерживает производителей, инициируя занижение цены на продукцию российских машиностроителей на 25-30%. «КОЛНАГ» участвует в этой программе и, соответственно, получает субсидию на компенсацию затрат. Как следствие: иностранные производители с.-х. техники не в состоянии снизить свои цены на продукцию сравнимого качества до такого же уровня. Отечественные предприятия получают конкурентные преимущества, стимулируется сбыт нашей продукции.
Н.Н. Колчин. Основной документ, определяющий развитие отечественного сельского хозяйства в России на ближайшие годы – «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с-х. продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». В ней имеется подпрограмма 5: «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», которая, по существу, должна определять развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения как совершенствование современной технической базы производства сельхозпродукции. Однако эта подпрограмма регламентирует лишь план сравнительно малых объемов производства всего по трем типам машин: тракторам, а также зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам. При этом план выпуска по тракторам на 2015 год не был выполнен.
Какой-либо поддержки исследованиям и разработкам, испытаниям и производству отечественной техники для картофелеводства и овощеводства упомянутая Государственная программа не содержит.
При осредненных объемах производства картофеля в стране 28 млн т на площади порядка 2 млн га и овощей 12 млн т на площади 600 тыс. га в отчете Минсельхоза РФ на его сайте (от 11 декабря 2015 года) указано, что в с.-х. предприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах страны убрано 7,4 млн т картофеля с площади 339,0 тыс. га или 96,9% к уборочной площади, и овощей в таких же хозяйствах – 3,9 млн т с площади 176,6 тыс. га или 96,8% к уборочной площади. Почему Минсельхоз РФ не публикует информацию по всей площади производства картофеля и овощей в стране?
А.З. Перелюбский. В последние годы многое изменилось к лучшему, но, несмотря на ряд государственных программ, мы смогли попасть только в единичные из них.
Р.М. Анутов. Последние два — три года поддержка государства усилилась. В этом году производители стали получать от предприятия 25%-ную скидку, а потом Минсельхоз компенсирует эту скидку предприятию. Нам это выгодно, поскольку увеличивается спрос на нашу продукцию, а мы, в свою очередь, можем наращивать объемы производства и, соответственно, продажи. Я считаю, что это прекрасный механизм, который поддерживает всех нас. В первом полугодии 2016 года объемы производства выросли у меня на 20%, а объемы продаж – на 40%. Отрадно, что в планы государства входит сохранить этот вид помощи и на следующий год.
Должен ли Минсельхоз участвовать в разработке, испытании и постановке на производство средств механизации?
С.С. Туболев. По определению, Минсельхоз должен координировать выпуск с.-х. продукции. В настоящее время выращивание продукции в промышленных масштабах невозможно без современных механизированных технологий. До недавнего времени в Минсельхозе имелось подразделение и высококлассные специалисты, которые занимались вопросами создания производства и внедрения машинно-технологических комплексов, координировали усилия специализированных институтов, КБ и промышленности. Все было в одних руках. Теперь Минсельхоз в упор не видит с.-х. машиностроителей и ему все равно, на какой технике и какого качества работают на селе. Господдержкой НИОКР в с.-х. машиностроении занимается Минпромторг, а инициатива разработки новых машин это дело заводов на их страх и риск.
Также вопрос испытаний и сертификации с.-х. техники – это дело профессионалов, а сегодня такой сертификат можно просто купить.
Н.Н. Колчин. Основной потребитель с.-х. техники – Минсельхоз. Поэтому он не только должен, но и обязан участвовать в разработке, испытаниях и постановке на производство этой техники. В дореформенный период в его аппарате работали квалифицированные специалисты. Они активно и с пользой для общего дела занимались вопросами создания и внедрения новой техники по своей части совместно со специалистами институтов, КБ и заводов промышленности. Сегодня подобные специалисты практически отсутствуют не только в головном аппарате Минсельхоза РФ, но и в региональных министерствах.
Современный этап развития мирового сельского хозяйства выдвигает новые повышенные требования к составу технических средств, к их характеристикам и обуславливает серьезные изменения в технологиях производства с.-х. продукции. Однако текущая и перспективная потребность в технических средствах, необходимых для развития отечественного сельского хозяйства, и основные требования к ним с учетом технического прогресса и прочих факторов, со стороны Минсельхоза РФ не заявлены.
Р.М. Анутов. Я думаю, что, конечно, должен участвовать, но не напрямую. С учетом ассоциации «Росагромаш» должна быть выработана потребность, а дальше должен вступить в действие Минпромторг, который на разработку техники имел бы какие-то программы поддержки и финансирования всех этапов создания новой техники. А испытания и постановка на производство – это дело предприятий. Если предприятие видит, что изделие будет иметь спрос, я думаю, что оно найдет свои или кредитные средства, чтобы поставить ее на серийное производство. Конечно, было бы неплохо, если бы были какие-то субсидии, но если их нет, я думаю, каждое нормальное предприятие должно изыскивать некие внутренние резервы.
Нужен ли государственный контроль на бесконтрольный импорт (новых и б.у.) с.-х. машин (пригодность, качество, таможенная политика)?
С.С. Туболев. Государство в лице Минсельхоза должно стимулировать отечественных машиностроителей на выпуск всего спектра необходимых машин. Машиностроители, имеющие достаточные производственные мощности, порой не знают потребностей селян и ищут сторонние заказы, чтобы загрузить производство. Координации попросту нет. Пока нет своих производителей контроль на таможне и для получения безопасной и качественной импортной техники. Для сложных машин, уже выпускаемых российскими заводами, нужны защитные меры. В любом случае зарубежные машины надо поставлять в нашу страну только после их испытаний в реальных условиях на машинно-испытательных станциях Минсельхоза. Конечно, надо быть достаточно бдительными, если кто-то из зарубежных партнеров предлагает быстро легализовать производство своей продукции в России и рассчитывает на соответствующие преференции.
Н.Н. Колчин. Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельхозтехники. В докризисные годы он достигал своего максимума – 150 млрд р. (около 6% мирового рынка). Однако низкая платежеспособность российских крестьян привела к снижению продаж необходимой техники и оборудования, и доля ее импорта в настоящее время выросла до 64%.
Сравнительный анализ рынков с.-х. техники Бразилии, США, Франции, Германии и России показывает, что российский рынок наиболее открыт для зарубежных производителей техники для АПК.
Сокращение отечественного с.-х. машиностроения и замещение его импортом неприемлемы по следующим основным причинам:
– оно сохранило производственные компетенции по разработке и выпуску многих типов машин и оборудования для АПК;
– с.-х. машиностроение России является важным звеном крупного агропромышленного сектора, технологическая цепочка создания и производственной деятельности которого начинается с металлургии;
– отдавать значительную часть российского рынка с.-х. машин зарубежным производителям политически и экономически нецелесообразно.
Импорт зарубежной с.-х. техники должен быть дополнением к ее отечественному современному производству и строго контролироваться. Зарубежные машины нужно поставлять в нашу страну на основе потребности в них и только на основе испытаний в соответствующих реальных условиях на машиноиспытательных станциях Минсельхоза РФ.
А.З. Перелюбский. На рынке много производителей недорогих, но простейших до примитива машин. Их рекламируют как универсальные, способные за один проход в потоке воздуха очистить зерно до семенных кондиций. Такие машины везли нам из Украины, но сегодня освоили их производство и в России. Направление это бесплодное. Как минимум, для получения качественных семян необходима воздушно-решетная очистка – триерование — сепарация на вибропневмосортировальных столах во взвешенном (псевдоожиженном) слое.
Большое распространение получило производство контрафакта в примитивном исполнении под марками ведущих отечественных и зарубежных производителей.
Р.М. Анутов. Такой контроль нужен. Изделия должны проходить сертификацию и в нашей стране. Но больше всего меня волнует то, что появилось много мелких производителей (так называемых «гаражных»), которые полностью копируют технику (но с разным уровнем качества) и продают мелким фермерам. Неплохо бы было взять под контроль таких производителей, поскольку некоторые подобные машины могут наносить непоправимый ущерб почве, ну и выходят из строя они, как правило, за сезон.
Ваше видение решения насыщения отраслей овощеводства и картофелеводства с.-х. машинами отечественного и зарубежного производства?
С.С. Туболев. Поскольку госзаказ на покупку с.-х. техники невозможен, Минсельхоз должен выполнять координирующую функцию по созданию машинных технологий вплоть до стимулирования создания производств новых машин. А главное – озаботиться созданием условий для обеспечения стабильного сбыта с.-х. продукции, в том числе в страны с голодающим населением. Машиностроители свою задачу выполнят. Были бы заказы.
Н.Н. Колчин. В картофелеводстве и овощеводстве страны становятся востребованными новые условия ведения сельского хозяйства по современным эффективным машинным технологиям. Вместе с тем, российские картофелеводство и овощеводство в целом значительно отстают по уровням развития от ведущих зарубежных стран.
Насыщение картофелеводства и овощеводства техникой отечественного производства и зарубежного импорта должно производиться совместно Минсельхозом и Минпромторгом РФ по разработанным и согласованным мероприятиям и синхронно с восстановлением отечественного с.-х. машиностроения на основе современных промышленных технологий, в том числе путем привлечения к этому процессу оборонных организаций и предприятий страны.
Процессу насыщения следует придать статус приоритетной государственной задачи. Разработка мероприятий и результаты их реализации должны находиться под строгим и эффективным контролем. На деле нужна государственная комплексная сбалансированная поддержка промышленности и сельского хозяйства в различных формах, в том числе широко применяемых сегодня в мировой практике, от развития научно-исследовательской базы и до подготовки высококвалифицированных специалистов разных направлений.
На конкурентоспособность с.-х. продукции серьезно влияет господдержка аграрного сектора. В зарубежных странах она весьма значительна.
Р.М. Анутов. Конечно, я считаю, что наши культиваторы КОН-2.8 очень неплохи, их знают по всей России и пользуются ими. Хорошую технику производит компания «КОЛНАГ». Но, к сожалению, полных потребностей овощеводства и картофелеводства в нашей стране предприятия не закрывают. И вот как раз обязанность Минсельхоза – ставить перед заводами и КБ задачи по разработке востребованной овощеводами и картофелеводами специализированной техники.
Как, на Ваш взгляд, можно возродить стройную систему с.-х. машиностроения, которая существовала в СССР?
С.С. Туболев. Сомневаюсь, что воссоздание старой системы возможно: не тот социально — экономический строй, а вот создание научного координирующего центра по типу ВИСХОМа, на мой взгляд, принесло бы большую пользу всем. Хотя тенденция к укрупнению институтов внушает огромное сомнение в том, что это произойдет.
Н.Н. Колчин. В рамках возрождения отечественного с.-х. машиностроения следует незамедлительно прекратить длящийся снос специального комплекса зданий Всероссийского научно-исследовательского института с.-х. машиностроения – ВИСХОМ имени акад. В.П. Горячкина (г. Москва, Северный административный округ) и перейти к его ускоренному восстановлению. Как головной институт отрасли, он дважды становился ведущим организатором и непосредственным исполнителем комплекса работ по возрождению и развитию отечественного с.-х. машиностроения в двадцатых — тридцатых годах и в послевоенный период прошлого века.
Только собственное развитое современное с.-х. машиностроение и эффективное использование техники в хозяйствах позволит России вести активную независимую политику по обеспечению продовольственной безопасности страны и повышению благосостояния народа.
Р.М. Анутов. Я думаю, что той системы уже не восстановить. Однако сегодня, благодаря ассоциации «Росагромаш», объединяющей различных с.-х. машиностроителей, уже сложилась достаточно отлаженная система. Благодаря тому, что мы не боимся заявлять о своих проблемах и потребностях, мы получаем поддержку из самых разных инстанций. Я считаю, что сегодня те отношения, которые сложились между «Росагромашем», Минпромторгом, Минсельхозом, «Росагролизингом» и другими игроками – это достаточно хорошо работающий механизм, который не нужно ломать, а лишь идти по пути его дальнейшего развития и углубления.
Какова загрузка Вашего предприятия? Возможно ли увеличение производства?
С.С. Туболев. Сегодня спрос на технику для возделывания картофеля упал. Следовательно, сократилось количество выпускаемых машин и производственные мощности предприятия используются примерно наполовину. В случае изменения ситуации на рынке, «КОЛНАГ» имеет возможность увеличить выпуск продукции в 3-4 раза без существенной перестройки предприятия.
А.З. Перелюбский. Мы загружены на все 100% благодаря тому, что специализируемся на уникальной с.-х. технике. Сегодня сотни фирм производят оборудование для послеуборочной обработки зерна, его сушки, межоперационного транспортирования и хранения. А вот специализированные линии для поточных технологий подготовки семян производят только единицы. Импортные агрегаты довольно дороги, к тому же нашим умельцам зачастую приходится дорабатывать их с учетом местных условий. Вот мы и заняли эту нишу и поставляем уже полностью приспособленную к конкретным условиям технику и машины.
Р.М. Анутов. Наш завод работает в одну смену, значит арифметически можно увеличить до трех смен, т.е. да, увеличение возможно.
Какое состояние основных средств на Вашем предприятии? Есть ли потребность в перевооружении?
С.С. Туболев. «КОЛНАГ» достаточно хорошо оснащен современным сварочным, заготовительным, прессовым, окрасочным оборудованием. Мы используем универсальные металлорежущие станки, но для нашей ассортимента и количества обрабатываемых деталей этого достаточно. Планы технического перевооружения предусматривают замену оборудования подготовки поверхностей под окраску и устаревшего оборудования порошкового напыления, а также реконструкцию складского хозяйства.
А.З. Перелюбский. Запланировано частичное перевооружение предприятия. На сегодняшний день ОАО «ГСКБ «Зерноочистка» остается системным разработчиком и изготовителем полного комплекта зерноочистительных машин и оборудования, включая проездные трапы, бункера, каркасы агрегатов, транспортирующие органы, пульты управления и прочее, как для крупных и мелких производителей, так и для селекционеров и семеноводов.
Р.М. Анутов. Наш завод ежегодно закупает новую технику, новые станки, новое оборудование. У нас не старая советская техника, а давно установлены обрабатывающие центры, токарные программные станки и многое другое. В этом году в рамках технического перевооружения мы закупили еще один обрабатывающий центр и новую японскую лазерную резку. Через месяц мы должны запустить участок порошковой окраски.
Как вы видите перспективы развития Вашего предприятия?
С.С. Туболев. Руководство предприятия – оптимисты, и свое будущее видит в расширении линейки машин для возделывания картофеля и овощей, оборудования для первичной переработки и хранения продукции, освоении производства нового картофелеуборочного комбайна и приемного бункера. Ищем новые возможности для производства продукции и загрузки мощностей завода. Кроме этого стараемся увеличить выпуск смесителей – кормораздатчиков, в том числе на экспорт, имея целью сбалансировать его с импортом и быть независимым от колебаний курса рубля.
А.З. Перелюбский. В качестве одного из основных перспективных направлений можно привести совместную работу Всероссийского НИИ овощеводства и ОАО «ГСКБ «Зерноочистка», которые по российско-белорусской программе создали и внедрили комплекс машин: шасталку-терку семян, сноповую селекционную молотилку, воздушно-решетную машину, пневмосортировальный стол, виброфрикционный сепаратор и инкрустатор — дражиратор. Комплекс обеспечивает подготовку качественных семян, а также инкрустацию и дражирование, необходимые для механизации посева. За расширением подобного сотрудничества – будущее.
Еще одно направление – внедрение инноваций. Но на это у нас сейчас банально не хватает денег. В любом случае внедрять новые технологии и повышать конкурентоспособность с.-х. продукции придется. Иначе мы просто не переживем кризисные времена.
Р.М. Анутов. Поскольку наше предприятие проводит очень солидное техническое перевооружение, то мы будем идти и далее по пути освоения новых прогрессивных технологий и, самое главное, повышения качества и увеличения ассортимента продукции.
Ваше мнение о квалификации ваших рабочих и инженерно-технических работников? Как вы видите пути повышения качества подготовки специалистов для с.-х. машиностроения?
С.С. Туболев. За двадцать лет существования в компании сложился стабильный коллектив высококвалифицированных специалистов. Сформировалась определенная система аттестаций, повышения квалификации рабочих, обучения смежным профессиям. Практически каждый рабочий, за исключением совсем молодых, владеет двумя-тремя профессиями, это позволяет гибко маневрировать кадрами и, соответственно, снижать себестоимость продукции.
Если говорить об инженерных кадрах, то их катастрофически не хватает. Проблема эта не только машиностроителей. Уровень образования инженеров упал, молодые специалисты плохо знают физику и математику, имеют слабо развитое пространственное мышление. Для конструирования сложных машин необходимо владение 3D программами, но без знания черчения все равно не обойтись. Необходимо укреплять прямые связи с инженерными факультетами с.-х. вузов, но, к сожалению, не везде есть кафедры технических дисциплин, дающие знания, необходимые для конструирования современных машин.
Н.Н. Колчин. Сегодня в имеющихся организациях и заводах отечественного с.-х. машиностроения работает далеко не достаточное число научных, инженерно-технических специалистов и рабочих, получивших в свое время соответствующую подготовку и имеющих уникальный опыт. Большинство их – уже в годах. Новые кадры специалистов на смену им со знанием современных методов и особенностей исследований и проектирования сельхозмашин и их производства на основе промышленных технологий и новых материалов в настоящее время в стране не готовят.
В современных сельхозмашинах широко используются различные сложные механические, гидравлические, электрические, электронные и комбинированные, в том числе автоматические, агрегаты и системы для передачи энергии, управления, регулирования рабочих параметров, обеспечения условий труда операторов и др. Начинается создание роботов для различных работ в сельском хозяйстве. Это необходимо для проведения исследований и разработки технических средств, их испытаний, производства и эксплуатации специалистов с высокими и разносторонними научными и инженерно-техническими знаниями.
Необходимо организовать подготовку кадров исследователей, разработчиков и производственников современной сельхозтехники в ведущих технических институтах страны, в которых имеются кафедры и преподаватели соответствующих дисциплин. Специалистов по испытаниям и эксплуатации сельхозтехники необходимо готовить в системе Минсельхоза РФ.
Статьи с участием ведущих ученых и специалистов о ненадлежащем состоянии и отсутствии перспектив развития отечественной отрасли сельхозмашиностроения с предложениями по его коренному улучшению систематически публиковались за последние годы в журналах «Картофель и овощи» и «Тракторы и сельхозмашины». На эту тему в 2011 году была выпущена отдельная брошюра в издательстве «Росинформагротех». Но никакой реакции на них из правительственных органов, от руководителей и специалистов Минпромторга, Минсельхоза и других организаций не последовало.
А.З. Перелюбский. Наше предприятие успешно работает уже более полувека. За это время сложилось ядро трудового коллектива – высококвалифицированные специалисты, которые передают свои знания и опыт молодому поколению. Повышение качества подготовки специалистов в с.-х. машиностроении возможно только в рамках общего повышения качества инженерного образования.
Р.М. Анутов. У нас произведена замена универсальных токарных станков на их аналоги с ЧПУ, поэтому молодежь стремится к нам попасть, я бы даже сказал, что есть очередь. Достаточно быстро они обучаются работе на этих станках. У нас на заводе есть все условия, которые позволяют и нашим конструкторам, и нашим технологам, и нашим снабженцам работать в единой системе, в одной команде.