Реальный вклад

УДК 631.53.01

В.И. Леунов, И.М. Коноваленко

Представлены результаты работы АНРСК за 2017 год. Работа Ассоциации помогла устранить ряд необоснованных препятствий деятельности отечественных семеноводческих компаний и фермеров: обязанность предоставлять образцы родительских линий в ВИР, обязательную платную экспертизу, платный ГМО-контроль при ввозе и т. д.

Ключевые слова: АНРСК, семена, законодательство, сорт, гибрид.

Уже более 20 лет мы работаем в условиях рыночных отношений. За это время построена новая система российского семеноводства, а семеноводческий бизнес имеет большие перспективы для роста и развития.

В последнее время в России резко возросла необходимость производства овощей, а соответственно, расширения ассортимента отечественных сортов и гибридов. Единственный путь решения этой проблемы – кооперация отрасли и государства.

На повестку дня выносится вопрос о том, что селекция в России должна развиваться. И АНРСК поддерживает эту инициативу. Лучшие результаты здесь демонстрирует частная селекция. Она обеспечивает семенами овощных практически все ЛПХ и уже серьезно заявила о себе на профессиональном рынке.

Сегодня у нас в достаточных объемах сохранилось производство только семян тыквенных и бобовых культур. Ежегодно из-за рубежа поступает семян овощей на сумму более 3 млрд р., а производство непосредственно в России не превышает 0,5 млрд р. В связи с этим необходима и грамотная государственная политика, и совместные усилия всех участников рынка.

Главная проблема отечественного бизнеса – государственное регулирование семеноводства, которое почти полностью исключает возможность производства семян непосредственно в России. Еще 10–15 лет назад в России получали 3–4 тыс. т семян овощных культур, а в последние годы – не более 1 тыс. т [1]. Следовательно, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо возродить семеноводческие хозяйства. При этом нужно сосредоточиться на наиболее актуальных для нашей страны и конкурентоспособных на мировом рынке культурах. Их семеноводство стоит вести в специальных зонах.

Почему при наличии благоприятных регионов для семеноводства в нашей стране даже зарубежные компании не спешат развертывать здесь семеноводство своих сортов и гибридов? Ответ очевиден: законодательная и нормативно-правовая базы до сих пор далеки от идеала. Постоянно возникают законы, которые стремятся создать препоны нашей деятельности [2]. Но сильнее всего в этой ситуации страдает конечный потребитель. Сегодня трех-четырех современных селекцентров в России будет достаточно для создания новых селекционных достижений. Но необходима прямая поддержка селекционеров, вплоть до компенсации 50% затрат в этой сфере. Важно объединение усилий всех наиболее активных защитников прав предпринимателей, в том числе в нашей отрасли, сфере селекции и семеноводства.

Совет директоров и секретариат АНРСК, в соответствии с решениями Общего собрания АНРСК от 06.12.2016 года и заседаний совета директоров в отчетном году, комплексно работали над превращением отечественного семеноводства в современную отрасль. Формированию в России современной законодательной базы семеноводства с. – х. растений, прежде всего овощных, цветочных, декоративных, газонных трав, цивилизованного рынка семян, интеграции селекционных достижений в мировую семенную индустрию.

В отчетном году состоялось восемь заседаний совета директоров АНРСК. В прошедшем году АНРСК участвовала в работе с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Аналитического центра Правительства РФ. Представитель дирекции Ассоциации вошел в состав Экспертной группы, сформированной в рамках исполнения приоритетной программы Правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности», состав которой утвержден министром М.А. Абызовым.

До Открытого правительства и Минюста РФ удалось донести позицию участников Ассоциации по проекту ФЗ «О семеноводстве», проверочным листам РСН до Правительства РФ и по устаревшим приказам Минсельхоза России. Сегодня проект ФЗ «О семеноводстве» проходит общественное обсуждение на портале www.regulation.ru, получил отрицательное заключение от Минэкономразвития Российской Федерации и, надеемся, будет отправлен разработчику для доработки.

За прошедший 2017 год Минсельхоз России и Правительство РФ приняли семнадцать нормативных правовых актов, предусмотренных ФЗ «О карантине растений» [3]. В подготовке и обсуждении каждого из них дирекция Ассоциации принимала самое активное участие. Большинство из ее предложений учтено. Наиболее знаковые из них, способные серьезно осложнить деятельность в сфере семеноводства, на взгляд Ассоциации, – Приказы Минсельхоза России № 293 «Об утверждении Порядка выдачи ФС, РФС, КС», № 390 «Об утверждении Порядка немедленного извещения о доставке подкарантинной продукции», № 201 «Об утверждении Перечня лабораторных исследований», № 1 «Об утверждении Порядка немедленного извещения об обнаружении признаков заражения», № 20 «Об утверждении формы Акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» и др.

Проекты этих нормативных актов накладывали на участников семеноводческого рынка излишние административные барьеры, непредусмотренные законом, содержали нормы, стимулирующие возникновение коррупционных взаимоотношений. Во избежание этого некоторые из замечаний Ассоциации приходилось отстаивать совместно с Консультативным советом по иностранным инвестициям, имеющим собственную дискуссионную площадку в Минсельхозе России.

В будущем году работа над проектами нормативных актов Минсельхоза и Правительства России продолжится. АНРСК особенно ждет и выделяет проекты Приказов Минсельхоза России «Об утверждении перечня продукции подлежащей КС», «Об утверждении порядка надлежащего хранения», «Об утверждении порядка отбора проб продукции» и «Об утверждении порядка контроля в местах посева семян, ввезенных из стран распространения КВО» и др.

Заинтересованные ведомства с другой стороны лоббируют принятие нормативных актов, способных вытеснить отечественную селекцию и семеноводство за пределы РФ, а отечественных специалистов поставить в неравные условия с их зарубежными коллегами [4].

Так, например, уже сейчас появилась инициатива депутата Кашина – о переносе сроков вступления в силу норм 206-ФЗ «О карантине растений» с 2018 на 2025 год. Для этого готовится специальный Федеральный закон. Дирекция Ассоциации совместно с «Опорой России», Российским союзом промышленников и предпринимателей и Ассоциацией производителей посадочного материала предложили отказаться от разработки такого Федерального закона и оставить срок вступления 206-ФЗ прежним, в порядке его статьи 34.

Несмотря на то скромное место, которое занимает наша Ассоциация, некоторых побед нам все-таки удалось достичь уже сегодня.

Удалось отменить Приказ ФГБУ «Госсорткомиссия» от 10.10.2016 № 421, обязывающий участников Ассоциации и всех заявителей на территории РФ предоставлять образцы в ВИР (п.1, Приказ 421) и образцы родительских линий гибридов (п.2, Приказ 421). Сегодня этот приказ отменен.

Кроме этого, удалось отменить Приказ ФГБУ «Госсорткомиссия» от 06.10.2016 № 335, обязывающий участников Ассоциации и всех заявителей на территории РФ платить за обязательную экспертизу на наличие ГИК в сортах с. – х. культур, включаемых в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Ее стоимость составляла 5,5 тыс. р. за каждый сорт или гибрид. Это позволило сэкономить участникам Ассоциации более 1 млн р. в год, а в масштабах нашего государства это сотни миллионов рублей, которые удалось сохранить в бюджетах селекционеров и семеноводов. Сейчас этот приказ отменен.

В текущем году удалось отменить платный ГМО-контроль при ввозе семян на государственной границе и в местах завершения таможенного оформления, стоивший стоил 5 тыс. р. за один образец. Если в партии 10 сортов – уже 50 тыс. р. только за ввоз в страну, даже если ваши сорта не ГМО. Сегодня такой контроль больше не проводят за счет заявителей.

Многих участников Ассоциации беспокоила проблема документирования семян при их реализации через торговые сети, оставались нерешенными вопросы административных барьеров, установленных Россельхознадзором в таких случаях. В результате работы нашей дирекции с ФАС России нам удалось получить подробное официальное разъяснение по документированию семян при их реализации через торговые сети.

Много лет мы решаем проблемы с платностью включения в Реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, с незаконностью оформления Минсельхозом России выписок из этого Реестра и, наконец, по решению вопроса законности существования такого Реестра в целом.

На последнем собрании Совета Директоров Ассоциации принято решение, а Дирекцией начата работа, по устранению этих препон.

Благодаря позиции АНРСК Минсельхоз России внес изменения в Приказ № 293, незаконно навязывающий профилактические обеззараживания и предоставление актов обеззараживания при оформлении карантинных сертификатов. По нашим расчетам, в 2018 году приказ будет зарегистрирован в Минюсте России.

Сегодня при проверках Россельхознадзор широко применяет нормы правовых актов утративших законную силу. АНРСК выступила в Минюсте России с предложением инициировать работу по снятию с регистрации таких приказов.

Кроме этого, удалось урегулировать и ряд других вопросов.

  1. Сложность и затратность изготовления копий сертификатов соответствия ФГБУ «Россельхозцентр» для владельцев подлинника.
    ФГБУ «Россельхозцентр» с пониманием отнесся к вопросу, поднятому Ассоциацией и направил письмом 1–8/347 от 20.02.2017 соответствующие разъяснения в свои региональные представительства. Из него следует, что изготовление копий сертификатов соответствия существенно упрощено.
  2. Применение устаревших норм Приказа Минсельхозпрода России от 18.10.1999 № 707 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений» [5].
    Несмотря на то, что еще в 2014 году, Минюст РФ направило в Минсельхоз России Представление от 16.01.2014 № 01/2448-АК «Об отмене или изменении Приказа Минсельхозпрода России от 18.10.1999 № 707», он и сегодня ни отменен, ни изменен. Участники рынка семян продолжают платить административные штрафы за нарушение его устаревших норм и нести многомиллионные убытки. Такие расходы на примере только одной компании оценивают до 5 млн р. в год. Поэтому Ассоциация настойчиво продолжает добиваться исполнения Минсельхозом России представления Минюста России об отмене или об изменении данного приказа.
  3. Некачественное оказание государственной услуги по установлению карантинного фитосанитарного состояния партий подкарантинной продукции при карантинной и фитосанитарной сертификации.
    В связи с отзывом аккредитации на проведение лабораторных исследований в области карантина растений в ФГБУ ВНИИКР снизилось качество оказываемых им услуг. Для решения этой проблемы Ассоциация обратилась в ФС «Росаккредитация», с просьбой лишать права выполнять лабораторные исследования в области карантина растений лиц, осуществляющих некачественные услуги. По обращению проводятся проверки, по их результатам мы рассчитываем на положительные решение.

Одним из важнейших направлений работы Ассоциации в новом отчетном периоде станет работа по внесению изменений и дополнений в Федеральный Закон «О семеноводстве» и «О карантине растений».

Несмотря на достижение некоторых компромиссов с МСХ РФ, все еще сохраняются разногласия по вопросу о системе семеноводства, роли и месте в этой отрасли семеноводческих предприятий с различной формой собственности и подчиненности, разграничению профессионального и любительского овощеводства.

Продолжаются сложные согласования по дополнительным нормативно-правовым актам, принимаемым к уже действующему Закону «О карантине растений» и Проекту поправок в закон «О семеноводстве», которые Ассоциация считает неприемлемыми с точки зрения производства, так как они содержат значительное количество дополнительных бюрократических и административных регламентаций в семеноводстве и реализации семян.

В новом отчетном периоде и на перспективу, для повышения конкурентоспособности отрасли семеноводства овощных культур России, необходимо:

– создать единую конкурентоспособную организационную и управленческую систему семеноводства [6];

– возродить отечественное семеноводство репродукционных семян, создать зоны производства, способные интегрироваться в мировую систему семеноводства;

– разработать и внедрить новую технику, отвечающую современным мировым стандартам;

– ввести государственное субсидирование селекционных программ, создавать новые машины (в том числе и малогабаритные), строить селекционные лаборатории;

– снизить пошлины на ввозимую для первичного семеноводства овощных культур технику;

– снизить ставку НДС с 18% до 10% как на семена зерновых культур, а при реализации семян новых сортов и гибридов отечественной селекции, не взимать НДС в течение трех лет;

– шире внедрять партнерство государства и бизнеса в развитие отрасли, создавать благоприятный инвестиционный климат;

– снизить пошлину за поддержание сортов в государственном реестре охраняемых селекционных достижений и отменить ее в национальном.

Члены АНРСК поддерживают Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы и будут активно участвовать в реализации утвержденных подпрограмм.

Защищая и отстаивая права своих членов, Ассоциация рассчитывает, что вносит свой вклад в развитие сферы семеноводства всего нашего государства.

Библиографический список

  1. Клименко Н.Н. Отечественное семеноводство овощных культур может быть эффективным и конкурентоспособным // Картофель и овощи. 2013. № 1. С. 3.
  2. Резвый Г.И. Устраняя препоны // Картофель и овощи. 2014. № 5. С. 2.
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165795/. Дата обращения: 28.11.17.
  4. Леунов В.И. Коноваленко И.М. Работа на перспективу // Картофель и овощи. 2017. № 6. С. 15.
  5. Приказ Минсельхозпрода России от 18.10.1999 № 707 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12118093/. Дата обращения: 28.11.17.
  6. Малько А.М. Экспортный потенциал России на мировом рынке семян // Картофель и овощи. 2017. № 6. С. 19.

Об авторах

Леунов Владимир Иванович, доктор с. – х. наук, профессор, председатель АНРСК

Коноваленко Иван Михайлович, исполнительный директор АНРСК. E-mail: info@anrsk.ru

The real contribution

V.I. Leunov, DSc, professor, chairman of AIRSC

I.M. Konovalenko, executive director of AIRSC. E-mail: info@anrsk.ru

Summary. The results of AIRSC in 2017 are presented. The work of the Association has helped to eliminate a number of unjustified obstacles to the activities of domestic seed companies and farmers: the obligation to provide parent lines in VIR, a mandatory examination, pay GMO-control etc.

Keywords: AIRSC, seeds, legislation, cultivar, hybrid.

 

Запись опубликована в рубрике Работа и решения АНРСК с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *