Система семеноводства должна работать

АНРСК направило в государственные структуры целый ряд предложений по совершенствованию законодательства о семеноводстве.

Коноваленко

Иван Михайлович Коноваленко,
исполнительный директор АНРСК

В начале ноября 2013 года состоялось очередное заседание Совета директоров Ассоциации Независимых Российских Семенных Компаний (АНРСК). На повестке дня было рассмотрение важнейших вопросов – совершенствования законодательства о карантине растений, семеноводстве, а также ряда других нормативных документов по сортоиспытанию и таможенному регулированию ввоза подкарантинной продукции. В ходе заседания были подробно и обстоятельно рассмотрены и одобрены замечания и предложения, направленные Советом директоров в адрес Государственно-правового управления Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ. В течение последних двух лет активная работа в этом направлении проводилась с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, а также Торгово-Промышленной Палатой РФ. Следует отметить, что отдельные предложения нашей Ассоциации находят понимание и учитываются при доработке законопроектов. В то же время крайне важные вопросы регламентирования деятельности сферы семеноводства остаются нерешенными. В частности, это касается необходимости отмены оформления карантинного сертификата на семена, выращенные внутри страны, при их перемещении по территории России, целесообразности введения системы аккредитации испытательных лабораторий по карантину растений и обеззараживанию подкарантинных объектов независимо от их организационной формы и ведомственной принадлежности, без одобрения Россельхознадзора, проведения надзорных мероприятий только по предъявлению служебного удостоверения и ряда других. Поэтому в связи с продолжающимися консультациями и согласованием данного законопроекта в рамках подготовки ко второму чтению в Государственной Думе Совет директоров наметил и скорректировал соответствующие действия, направленные на продвижение предложений Ассоциации.

Аналогичная ситуация складывается и по проекту Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О семеноводстве” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации”. В настоящее время законопроект проходит межведомственные согласования. К сожалению, новые дополнения и изменения, вносимые в данный законопроект, не способствуют кардинальному улучшению условий для нормального функционирования семеноводческого рынка. Предлагаемые отдельные нормы законопроекта необоснованно расширяют область его действия, вводятся дополнительные ограничения и усложнения, существенно расширяются контрольно-надзорные функции государственных структур, ранее признанные избыточными. Все это с одной стороны повлечет необходимость дополнительного бюджетного финансирования, а с другой – увеличит финансовую нагрузку на производителей семян. По нашему мнению, доработки требуют нормы, предусматривающие проведение государственных испытаний и ведения Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, формирование Перечня культур, подлежащих обязательному государственному испытанию и ряд других вопросов по внедрению сортов и гибридов, особенно овощных культур. В наших предложениях направленных Минэкономразвития и Минсельхозу, особый акцент поставлен на необходимость учета особенностей семеноводства и реализации семян, как крупным товаропроизводителям овощной продукции, так и розничной продажи для населения.

Одновременно рассмотрены вопросы совершенствования подзаконных актов в сфере карантина растений (приказ МСХ РФ № 160 от 22 апреля 2009 года). Впервые обсуждались вопросы неправомерности действий работников Россельхознадзора по процедурам отбора проб для оценки фитосанитарного состояния семян, поступающих по экспорту, присутствии в таможенной зоне работников службы (кроме инспекторов пограничного пункта по карантину растений), не имеющих на то специального разрешения.

Кроме того, согласно действующему Положению о проведении испытаний и методикам испытаний по сортам и гибридам ряда овощных, бахчевых и некоторых цветочных культур, предназначенных для использования на садово-огородных участках, экспертная оценка хозяйственно ценных признаков проводится, как правило, в течение одного года (сортоопыты закладывает заявитель). Однако испытания на однородность, отличимость и стабильность этих культур проводятся только на госссортоучастках в течение двух лет. Основанием для включения в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, являются положительные результаты обоих испытаний. Многие компании-заявители проводят экспертную оценку хозяйственно ценных признаков сортов и гибридов овощных, бахчевых и цветочно-декоративных культур, т. к. это позволяет в течение одного года включить их в Госреестр и оперативно продавать семена населению на законных основаниях.

Необходимость ожидания оценки на ООС (2 года) при уже полученных положительных результатах экспертной оценки по хозяйственным признакам (1 год), на наш взгляд, выглядит нелогичной.

В связи с этим внесено предложение о проведении заявителем испытаний на ООС ряда овощных, бахчевых и цветочных культур, предназначенных для использования на садово-огородных участках, и внести коррективы в регламентирующие документы с учетом единообразного методологического подхода при включении сортов и гибридов в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Принято решение провести 11 декабря общее отчетное собрание Ассоциации, на котором планируется обсудить вопросы ее деятельности, проблемы семеноводства овощных культур и обеспечения семенами производителей товарной продукции и населения под урожай 2013 года, состояние законодательной и нормативной базы семеноводства и многое другое.

Подробности читайте на сайте: www.anrsk.ru.

И. М. Коноваленко, исполнительный директор АНРСК

Запись опубликована в рубрике Работа и решения АНРСК с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.