Подготовка специалистов с.-х. профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования РФ: современные тенденции и направления

УДК 631: 377.6
https: //doi.org/10.25630/PAV.2020.46.76.001

Глотов О.А., Грибова О.А.

Профессиональное образование – одна из систем подготовки кадров работников для с.-х. отрасли. Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом. Сегодня встает острая необходимость модифицировать подходы к подготовке персонала с учетом инновационного развития отрасли, осуществить переход от количественных характеристик трудовых ресурсов к качественным, увеличить производительность труда через модернизацию производства и повышение квалификации работников. Представлены данные о подготовке специалистов с.-х. профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования Российской Федерации, затронуты основные тенденции развития среднего профессионального образования. Проанализирован состав укрупненных групп 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» в системе среднего профессионального образования. Изучена система конкурсов профессионального мастерства, направленных на улучшение качества образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире, включая чемпионаты Worldskills и AgroSkills. Представлен перечень наиболее востребованных рабочих профессий и специальностей, по которым обучают государственные профессиональные образовательные учреждения. Показано значение сетевого и социального партнерства и возможность интеграции профессионального образования, науки и сельхозтоваропроизводителей. Акцентировано внимание на роли компетентностного подхода в этом процессе. На примере государственного профессионального образовательного учреждения «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.  Ефанова» продемонстрирован опыт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с.-х. профиля в рамках одного учреждения среднего профессионального учреждения. Отмечена роль взаимодействия с сельхозтоваропроизводителями и социальными партнерами в этом процессе, при организации дуального обучения, а также учебных и производственных практик. Подробно проанализирован учебный план для студентов, обучающихся по рабочей профессии 35.01.10 (овощевод защищенного грунта), как демонстрация компетентностного подхода, включая основные виды деятельности: обслуживание культивационных сооружений; выращивание овощных декоративных культур в защищенном грунте. В статье рассмотрено содержание образовательной программы по этой рабочей профессии, в том числе базовые образовательные дисциплины, профильные общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сельхозтоваропроизводители, сетевое партнерство.

Глотов Олег Анатольевич, канд. экон. наук, доцент, директор Тульского государственного аграрного техникума имени И.С. Ефанова. E-mail: o.glotov1967@yandex.ru

Грибова Ольга Александровна, преподаватель, Тульский государственный аграрный техникум имени И.С. Ефанова. E-mail: gribova-chavoyskaya@mail.ru

  1. Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование. 2001. №6. С. 30–34.
  2. Дульзон С.В. Роль аграрного образования в формировании обеспечения кадрами сельского хозяйства // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Материалы XX международной научно-практической конференции 5-6 октября 2015 года. М., 2015. С. 373–375.
  3. Глотов О.А. Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова: традиции и перспективы развития в динамичных социально-экономических условиях // Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция профессионального образования, науки и опыта сельхозтоваропроизводителей для развития агропромышленных комплексов в регионах Российской Федерации». Тула: «Аквариус», 2019. С. 5–15.
  4. Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования: приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 29 октября 2013 г. №1199. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458310/ Дата обращения: 29.06.2020.
  5. Шкиль О.С., Бурдуковская Е.А., Чжэн В. О соответствии профессиональной подготовки кадров современным запросам рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 348–350.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110401.02 «Овощевод защищенного грунта»: приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. №893 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499040447. Дата обращения: 29.06.2020.

PDF(Rus)
Для цитирования: Глотов О.А., Грибова О.А. Подготовка специалистов с.-х. профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования РФ: современные тенденции и направления // Картофель и овощи. 2020. №8. С. 3–7. https://doi.org/ 10.25630/PAV.2020.46.76.001

Запись опубликована в рубрике Главная тема с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

One Response to Подготовка специалистов с.-х. профиля в учебных заведениях среднего профессионального образования РФ: современные тенденции и направления

  1. Уведомление: №8, 2020 | Картофель и овощи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *