Подводя итоги

Согласно Уставу и в соответствии с решением совета директоров, 26 ноября 2015 года во ВНИИССОК, в поселке Лесном Московской области, состоялось ежегодное отчетно-выборное собрание членов Ассоциации Независимых Российских Семенных Компаний (АНРСК). На собрании была проанализирована деятельность АНРСК за отчетный период и высказаны предложения по дальнейшей работе.

Коноваленко-Иван-МихайловичВ настоящее время Ассоциация является ассоциированным членом ISF (Международной Федерации по семенам), компании-члены АНРСК являются коллективными членами РАЕН, участниками APSA (Ассоциации Семенных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона), ASTA (Американской семеноводческой торговой ассоциации). С первого дня своего образования в 1998 году АНРСК отстаивает и защищает интересы отрасли, целенаправленно продвигает идею создания эффективного, конкурентоспособного и цивилизованного рынка семян овощных культур в РФ.

Сейчас Ассоциация объединяет более 30 организаций, которые обеспечивают производство и реализацию семян овощных, бахчевых и цветочных культур для профессионального и любительского рынков в объеме 70–90% от общей его потребности. В составе АНРСК и частные селекционно-семеноводческие фирмы (как российские, так и зарубежные), и государственные научные учреждения. При этом вектор деятельности Ассоциации направлен на решение спектра самых различных проблем, связанных с ущемлением прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Среди них следующие: вопросы, связанные с работой селекционных учреждений, развитием элитного семеноводства, доработкой семян, реализацией конечной продукции.

Участниками собрания были члены АНРСК, представители министерств и ведомств РФ, других ассоциаций, союзов и иностранных компаний. С отчетным докладом о работе Ассоциации за период 2014–2015 годов выступил председатель Совета директоров АНРСК В.Г. Качайник.

Владимир Георгиевич отметил, что в последнее время произошло существенное изменение условий на семенном рынке России и в нормативно-правовом регулировании всей отрасли в целом. Резко возросла необходимость производства овощных культур в России, а соответственно, расширение ассортимента семян овощных культур отечественных сортов и гибридов. Единственно возможное решение этой проблемы – кооперация отрасли и государства. Первый вопрос, который встанет перед нами: включение овощей в доктрину продовольственной безопасности страны. В настоящее время уже подготовлен проект указа Президента РФ о внесении изменений в доктрину продовольственной безопасности РФ. В данный проект указа включены овощи и бахчевые, наши предложения были услышаны.

В то же время задерживается принятие закона «О семеноводстве». Госструктуры пытаются отстраивать командно-административную систему, хотя на словах почему-то твердят о какой-то рыночной экономике. Но сильнее всего в этой ситуации страдает конечный потребитель. Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо возродить семеноводческие хозяйства, помочь им с техникой и специалистами. Семеноводство стоит вести в специальных зонах, например, Астраханская область идеально подходит для томата, Дагестан – для капусты и т. д.

На повестку дня постоянно выносится вопрос о том, что селекция в России должна развиваться. И АНРСК всячески поддерживает эту инициативу. Увы, пока наилучшие результаты здесь демонстрирует частная селекция. Она обеспечивает семенами овощных культур большую долю ЛПХ и уже серьезно заявила о себе на профессиональном рынке. Отрадно, что в ряде российских компаний-членов АНРСК, таких, как агрофирма «Поиск», «Гавриш», «Манул», ООО НПФ «Агросемтомс» (г. Киров) и др. созданы и активно работают полноценные селекционные центры. Достойный пример: в 2015 году семенами агрофирмы «Поиск» в товарных овощеводческих хозяйствах было засеяно около 55 тыс. га. Каждый второй гектар перца в РФ засеян семенами компании «Поиск». Можно сказать, что отечественная селекция постепенно занимает все более достойное место и делается в основном с помощью частных компаний. Главный критерий эффективности селекции – какая площадь засеяна российскими сортами и гибридами, а не сколько их включено в Госреестр. Хочется также заметить, что на сегодняшний день трех-четырех крупных современных селекционных центров для России будет достаточно для создания новых сортов и гибридов овощных культур. Но необходимы прямые поддержки селекционеров, вплоть до компенсации 50% затрат в этой сфере.

На сегодняшний день членам АНРСК удалось установить устойчивые деловые контакты с Минэкономразвития РФ в департаменте оценки регулирующего воздействия, с ФАС России в управлении химической промышленности и АПК, с Министерством юстиции РФ в департаменте регистрации ведомственных нормативных правовых актов, с Торгово-промышленной палатой РФ в комитете по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, с Аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей и на площадке Открытого Правительства в одной из экспертных групп по анализу коррупционных практик, с аграрным комитетом ГД РФ, ЕЭК, комиссией РСПП по АПК и др.

Мы анализируем и разрабатываемые в настоящее время Минсельхозом России, во исполнение поручения Правительства № АД-П11–5861, 27 нормативно-правовых актов (далее – НПА), проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», разрабатываемом Минэкономразвития России и проекта федерального закона «О семеноводстве».

На портале Минэкономразвития России мы разместили 23 предложения в НПА, защищающих права производителей и поставщиков семян. Это позволило вернуть некоторые проекты НПА Минсельхоза России для доработки.

По поручению И.И. Шувалова от 23.04.2015 года, приказом министра сельского хозяйства России от 02.07.2015 № 59-Р, на площадке Минсельхоза России под руководством заместителя министра Сергея Львовича Левина была создана постоянно действующая рабочая группа для консультаций при разработке Минсельхозом России подзаконных нормативно-правовых актов. В настоящее время в ее составе обсуждается шесть проектов: «Порядок ГКФК в пунктах пропуска через государственную границу», «Порядок осуществления анализа фитосанитарного риска», «Перечень работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию», «Перечень подкарантинной продукции подлежащей карантинной сертификации», «Реестр подкарантинных объектов с технологиями лишения жизнеспособности» и «Об утверждении порядка маркировки крепежных и упаковочных материалов».

На площадке ФАС России удалось решить вопрос, связанный с вступлением в силу нового 206-ФЗ «О карантине растений», долгое время волновавший наших коллег. На площадке Минюста России наша деятельность в этом году заключалась в официальной аккредитации одного из специалистов Дирекции в качестве независимого эксперта, уполномоченного Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА (Свидетельство № 2073 от 21.01.2015). На площадке Открытого Правительства РФ, курируемого Михаилом Анатольевичем Абызовым, наши специалисты подготовили и представили два экспертных заключения на нормативные правовые акты, имеющие наибольший коррупционный риск. В настоящее время Минсельхоз продолжает работу по подготовке проектов таких нормативных актов, как:

  • об утверждении порядка осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Россельхознадзор хотел сохранить за собой функции фитосанитарного контроля при вывозе продукции за пределы территории РФ. Мы отстояли норму о том, что Россельхознадзор вообще не осуществляет контроля при вывозе подкарантинной продукции. Такой контроль будет осуществлять ФТС, в форме документарной проверки – наличие или отсутствие ФСС;
  • об утверждении порядка осуществления анализа фитосанитарного риска. Россельхознадзор по закону наделен полномочием на проведение АФР, но под шумок они хотели взять полномочий и на планирование АФР, и на утверждение результатов АФР, и на сокрытие информации об АФР и на определение сроков АФР.Мы последовательно обличали такую позицию, поэтому НПА еще не принят и находится на этапе согласований;
  • об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений.

Утверждая перечень лабораторных исследований, Минсельхоз заодно решил утвердить и сроки проведения этих исследований. При этом разработчики выбрали самые устаревшие, но зато самые медленные методы. За счет этого двадцатидневный срок экспертизы на законных основаниях мог увеличиваться еще на 60 дней, итого – 80 дней. Ну какая продукция сможет пережить этот срок в таможенной зоне? Зато это рычаг давления на бизнес в части формирования коррупционных отношений. Свое мнение на этот счет мы отправили в Минюст, Минэкономразвития и Минсельхоз России, проект не принят;

  • об утверждении порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в РФ в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств. Данным порядком устанавливается кто, в какие сроки и за чей счет поедет в ту страну, откуда вы, например, решите завести килограммов пять семян эхинацеи. Что потенциально может нерыночным способом регулировать ввоз семян в Россию. Поехали представители РСН в Нидерланды – везем семена, а не поехали – не везем, и запрет вводить не требуется;
  • об утверждении перечня подкарантинной продукции, подлежащей карантинной сертификации;
  • об утверждении методики осуществления анализа фитосанитарного риска;
  • об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
  • об утверждении порядка извещения собственником подкарантинной продукции о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений. Порядок извещения о доставке может содержать обременительные или трудновыполнимые требования для участников семенного рынка, поэтому обсуждение этого проекта для нас очень важно. За нарушение этого порядка предполагается административное наказание. То же самое относится и к п. 9 и к п. 10;
  • об утверждении порядка обеспечения гражданами, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
  • об утверждении порядка извещения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений гражданами, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами, в том числе в электронной форме;
  • об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;
  • об утверждении карантинных фитосанитарных требований;
  • об утверждении порядка осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в местах посева (посадки) подкарантинной продукции, ввезенной из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлены карантинные объекты, характерные для такой продукции; подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;
  • об утверждении порядка проведения отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции;
  • об утверждении порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию
  • об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной услуги по выдаче фитосанитарных сертификатов, реэкспортных фитосанитарных сертификатов, карантинных сертификатов.

Почти в каждом проекте нами выявляются и доводятся до правового департамента Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства юстиции РФ и Минэкономразвития РФ коррупциогенные факторы определенные Постановлением Правительства РФ от 26. –2.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», такие, как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права или установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Председатель Ассоциации предложил больше рассказывать о деятельности Ассоциации, о работе, проводимой каждым членом при обеспечении рынка семян качественным материалом. Завершая свой отчет, В.Г. Качайник поблагодарил всем членам совета директоров за совместную работу, секретариату Ассоциации за активную позицию, надлежащее исполнение поручений председателя и членов совета и выразил уверенность, что новый состав совета продолжит традиции и начинания Ассоциации. Члены совета директоров – Монахос Г.Ф., Клименко Н.Н., Кондакова О.А., Игнатова С.И. в своих выступлениях дополнили доклад В.Г. Качайника.

В обсуждении доклада приняли участие заместитель председателя ФГБУ «Госсорткомиссия» Старцев Виктор Иванович, заместитель начальника отдела ФГБУ «Россельхозцентр» Макарова Валентина Сергеевна, Стрелков Евгений Владимирович представитель ЕЭК, генеральный директор Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС Попова Маргарита Владимировна. Выступающие подробно рассказали о работе руководимых ими организаций, высказали свои предложения по улучшению совместной работы с АНРСК и сошлись на мнении, что нужно и дальше продолжать поиски взаимоприемлемых решений, снижающих дополнительные затраты и способствующих дальнейшему развитию отрасли семеноводства овощных культур в России.

Заслушав и обсудив отчетный доклад председателя совета директоров АНРСК В.Г. Качайника о работе совета директоров и секретариата Ассоциации за отчетный период 2014–2015 годы общее собрание решило:

  • утвердить доклад Председателя совета директоров АНРСК
    В.Г. Качайника и признать деятельность Совета директоров и секретариата за отчетный период 2014–2015 годы  хорошей;
  • избрать совет директоров АНРСК из девяти членов в следующем составе: Леунов В.И., начальник отдела селекции и семеноводства ФГБНУ ВНИИО; Клименко Н.Н., директор Агрофирмы «Поиск»; Гавриш С.Ф., генеральный директор НИИОЗГ; Монахос Г.Ф., директор селекционно-семеноводческой станции имени Тимофеева; Васильев Ю.В., генеральный директор ЗАО ССПП «Сортсемовощ»; Сирота С.М., заместитель директора ВНИИССОК; Сычев А.С., директор по поддержке продаж ООО «Райк Цваан Россия»; Кандрина Е.В., начальник отдела сертификации «Бейо» и Качайник В.Г., директор агрофирмы «Аэлита»;
  • избрать Контрольную комиссию в составе двух членов: Игнатовой С.И. – директора ООО НП Агрофирма «Ильинична», Назиной С.Л. – директора ООО «ССФ Том АгороС»;
  • утвердить бюджет АНРСК на 2016 год.

Коноваленко Иван Михайлович,
исполнительный директор АНРСК

 

Запись опубликована в рубрике Главная тема с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.