АНРСК активно участвует в совершенствовании отечественного законодательства по селекции и семеноводству овощных культур.
Ассоциация независимых российских семенных компаний (АНРСК) считает своей главной задачей создание в России эффективной и конкурентоспособной отрасли семеноводства овощных культур. В нашей стране есть объективные предпосылки для решения этой задачи – почвенно-климатические условия, подходящие для семеноводства целого ряда овощных культур и наличие крупных отечественных семенных компаний.
Эффективной и конкурентоспособной отрасль может быть только при условии полной интеграции в мировую систему семеноводства. Эффективной отрасль может считаться при выполнении следующих условий:
в России высокий уровень селекции. Российские селекционные достижения востребованы не только в РФ, но и на зарубежных рынках;
российские семенные компании выращивают семена овощных культур в зонах их мирового производства и реализуют как на территории РФ, так и за рубеж;
отечественные семенные компании (а зарубежные – через посредничество российских) производят семена ряда культур на территории России. Для этого в стране нужно создать зоны товарного производства семян тех культур, востребованных на мировом рынке, для семеноводства которых в России существуют оптимальные почвенно-климатические условия.
В настоящее время второй пункт уже довольно серьезно работает на практике. Многие российские компании выращивают большие объемы семян в зонах мирового производства, и продают их в РФ и страны ближнего зарубежья. Продаж больших объемов в дальнее зарубежье пока нет, т.к. они определяются высоким уровнем селекции. Однако перспектива здесь достаточно оптимистична, т. к. ряд отечественных селекционных компаний, и в первую очередь частных, ведут серьезные селекционные программы. В последние годы у них появились конкурентоспособные сорта и гибриды, которые уже занимают в России достаточно обширные площади, и к ним все больший интерес проявляют зарубежные овощеводы. А вот создать мощные зоны товарного производства семян в РФ и обеспечить их соответствующее качество – пока это только планы на неопределенное будущее. Для решения этой задачи необходимы совместные усилия отечественных компаний и государства.
Анализ зарубежного опыта показывает, что эффективность и конкурентоспособность отрасли во многом определяется совершенством законодательной базы. Об этом говорит пример целого ряда стран: США, Нидерландов, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, ЮАР и др. Отрасль семеноводства овощных культур работает там на принципах рыночной экономики и при системной государственной поддержке, которая включает:
прямую компенсацию затрат на селекцию до 50–60%;
кредитные и налоговые послабления;
финансирование государством отдельных проектов и программ;
осуществление самых дорогостоящих проектов, связанных с селекцией и семеноводством, за счет государственных грантов в университетах и многое другое.
АНРСК активно занимается совершенствованием отечественного законодательства по селекции и семеноводству овощных культур, поскольку без современной законодательной базы выстроить конкурентоспособную отрасль невозможно. Мы давно сформулировали свою позицию по всем основным вопросам и системно пытаемся ее реализовать в принимаемых в настоящее время законах «О семеноводстве» и «О карантине растений». Основные подходы АНРСК к содержательной части этих законов следующие.
Закон «О семеноводстве»:
логика закона должна соответствовать требованиям рыночной экономики, а не административно-командной системе управления;
необходимо вывести из-под действия закона функционирование рынка для овощеводов-любителей. Закон должен регулировать отношения только на профессиональном рынке семян овощных культур. Это соответствует мировой практике;
«Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию» должен состоять из двух частей: для любительского и профессионального рынков. Сорта и гибриды для любительского рынка нужно регистрировать в заявительном порядке, а для профессионального – через государственное испытание на хозяйственную полезность. Это соответствует европейской практике. В США и многих других странах все сорта и гибриды регистрируются в заявительном порядке;
сертификация семян должна остаться добровольной, а механизмы ее проведения и использования сертификатов – соответствовать зарубежному опыту, когда сертификат для любительского рынка представляет собой информацию установленного образца на пакетах, а для профессионального – этикетки на упаковках для крупнотоварных производителей и фермеров;
права потребителей семян должны защищаться в рамках закона «О защите прав потребителей».
Подходы АНРСК к содержательной части закона «О карантине растений»:
одна из основных проблем законопроекта, на наш взгляд, – предложение сосредоточить нормативно-правовые, исполнительные, лабораторно-экспертные и контрольно-надзорные функции в руках Россельхознадзора. Это противоречит основным принципам рыночной экономики и позволит монопольно создавать любые бюрократические процедуры;
чтобы исключить различия в толковании терминов, предлагаем все понятия, используемые в законопроекте, изложить в соответствии с Международным стандартом по фитосанитарным мерам № 5 «Глоссарий фитосанитарных терминов»;
ассоциация выступает солидарно с В. В. Путиным (Распоряжение Правительства РФ от 09.03.2010 № 299-Р) и не может согласиться с возвратом (п. 18, ст. 2; п.10, ст. 21; п.2, ст. 28 Законопроекта) карантинных сертификатов, отмененных еще в марте 2010 года;
мы считаем, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по-прежнему должны применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
мы поддерживаем Правительство РФ (Официальный отзыв от 24.04.2012 № 3556п-П11), в котором предлагается внести в законопроект нормы, предусматривающие возможность аккредитации физических и юридических лиц на осуществление полного комплекса услуг в сфере карантина растений. Поэтому мы высказываемся против наделения Россельхознадзора монопольными правами на проведение обеззараживаний (ст. 15, ст. 24 и ст. 26 Законопроекта) и фитосанитарных экспертиз (ст. 25) подкарантинных объектов. Считаем, что это приводит к созданию монопольных коррупционных схем и исключает возможность использования механизмов решения спорных вопросов в арбитражном порядке.
Убеждены, что если наши предложения будут учтены в соответствующих законопроектах, отрасль семеноводства овощных культур получит серьезную основу для быстрого развития, что позволит уже в ближайшее время сделать ее эффективной и конкурентоспособной.
В.Г. Качайник,
председатель
Совета Директоров АНРСК