Устраняя препоны

резвый

Г. И. Резвый

Выращивание овощей на приусадебных участках сегодня остается основным источником поступления этой продукции на столы россиян. По разным оценкам, овощеводство в частном секторе ведется более чем на 40 млн садово-огородных участков. Здесь выращивают от 60 до 80% основных овощей: морковь, свеклу, капусту, редис, укроп, томат, огурец и т. д. Ежегодно для посева используют около 850 млн пакетов (примерно 50% приходится на овощи и 50% – на декоративно-цветочные культуры). На компании-члены АНРСК приходится 85–90% этого объема, причем как по овощам, так и по цветам. Именно на российском рынке сегодня представлен самый богатый и интересный ассортимент по сравнению с любой европейской страной – более 5000 сортов и гибридов овощных культур и более 8000 цветочных. На рынке семян в пакетах существует жесткая конкуренция, что обеспечивает высокое качество как сортового, так и посевного материала. Однако большой объем реализации семян в пакетах и их широкий ассортимент стали благодатнейшей почвой для различных бюрократических злоупотреблений. Особенно этому способствует несовершенная законодательная база. Например, порядок требования и оформления документов, механизмы прохождения фитосанитарных процедур и т. п. одинаковы как для партии семян пшеницы или кукурузы объемом 1000 т, так и для партии семян перца или баклажана объемом 100–200 г.

Вот на первый взгляд впечатляющие цифры результатов фитосанитарного контроля рынка семян в пакетах. С 2005 по 2013 годы в России взыскано штрафов на сумму более 84 млн р, составлено 117000 протоколов об административных правонарушениях, уничтожено более 40 млн пакетов семян овощей. В год составляется около 13000 протоколов, причем причина подавляющего большинства из них – не в плохом качестве семян или несоответствии фитосанитарным требованиям, а в ошибках в оформлении пакетов и документов, в том числе и по сортовым и посевным качествам. Но если даже все 13000 протоколов будут связаны с качеством семян, то по отношению к общему объему реализации (850 млн пакетов) это составляет ничтожную долю – 0,0015%, что говорит об очень высоком качестве продукции. Но при этом не только берутся штрафы, а еще и уничтожается огромный объем пакетированных семян. Огорчает, что эта так называемая «работа» с бумагами отнимает у компаний много времени, нервов, средств и приводит к существенному удорожанию пакетов семян. Ясно, что основная часть этих затрат компенсируется за счет потребителя. Причем занимается всем этим государство, что противоречит мировой практике. В других странах оно осуществляет только фитосанитарный контроль, а контроль за сортовыми и посевными качествами находится в ведении отраслевых союзов. Но у нас некоторым государственным службам почему-то очень хочется заниматься этими вопросами.

Такая ситуация не могла более устраивать членов АНРСК, и Совет директоров принял решение обратиться в Министерство экономического развития России, а именно в Департамент оценки регулирующего воздействия и инициировать работу по внесению изменений в приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18.10.1999 № 707 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений» (далее приказ 707).

Опираясь на постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и на подготовленные расчеты, мы предложили сделать оценку регулирующего воздействия приказа 707.

При Департаменте оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ была создана экспертная группа из 29 представителей самых разных организаций, заинтересованных в восстановлении законности на рынке семян. В нее вошли как представители крупных торговых сетей, ассоциаций, союзов так и представители ведущих НИИ, частных компаний и селекционеров России. Ввиду значимости вопроса в состав группы вошел сам директор департамента ОРВ Минэкономразвития России В. А. Живулин. Руководителями экспертной группы были избраны Г. И. Резвый (юрист АНРСК) и К. В. Всеволжский (общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»).

В экспертную группу поступило около 300 замечаний, 30 предложений и 8 основательных расчетов незаконного нанесения убытков. Основной проблемой стало то, что специалисты Минсельхоза России не спешили приводить в соответствие с действующим законодательством устаревший приказ Министра, действующий вопреки Федеральному закону, подписанному Президентом.

По этой причине эксперты поставили целью своей работы высветить те положения приказа, которые противоречат действующему законодательству (ст. 28, 30 ФЗ от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»), определить ущерб от действия этих норм и передать этот материал в Минюст России для принятия решения в соответствии с его компетенцией.

Мы обратили внимание Минюста России на то, что приказ издан во исполнение Постановления Правительства от 15.10.1998 № 1200, которое уже 7 лет как отменено, что контроль за выполнением этого приказа возложен на семенные инспекции, которых уже 7 лет не существует. А также на то, что в этой ситуации Россельхознадзор взял на себя функции по контролю за исполнением Порядка, утвержденного этим Приказом, что в итоге и наносит существенный ущерб нашей отрасли. Справедливости ради скажем, что полномочия по контролю в сфере семеноводства у Россельхознадзора появились только в июне 2013 года. Однако остается тот же самый вопрос – зачем они ему нужны и почему бы не передать эти полномочия отраслевым союзам?

Эксперты отметили, что ФЗ от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» допускает оборот партий семян сортов и гибридов, включенных в государственный Реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (ст. 30). А приказ, вопреки Федеральному закону для допуска партий в оборот, устанавливает дополнительные требования – «наличие документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян». Всего семь слов, не предусмотренных законом, но сколько же они стоят для отрасли? Эксперты установили, что затраты на получение документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества (сертификат соответствия), только для одной партии семян составляют 2500 р. и действуют 1 год (по ценам ФГБУ «Россельхозцентр» за 2013 год). При этом среднее количество партий в одной организации составляет приблизительно 15 тыс. р. в год. Таким образом, общая сумма расходов на сертификацию семян в организации составляет примерно 37,5 млн р в год. И что взамен? Никаких гарантий потребителю по качеству семян, имеющих этот документ ни со стороны государства, ни со стороны Россельхозцентра. Но документы оформляй, деньги плати.

Из всего изложенного напрашивается вывод, что нормы Приказа 707 в части требования документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества при реализации семян сортов и гибридов, включенных в Реестр, устарели и не только противоречат действующему законодательству, но и накладывают дополнительные необоснованные расходы на хозяйствующие субъекты. Поэтому очень важно помнить, что в настоящее время подтверждение соответствия партий семян осуществляется только в системе добровольной сертификации и только по инициативе заявителя (ст. 21 ФЗ от 15.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Не выдерживал критики экспертов и пункт 7.1 Порядка, который устанавливал срок реализации для семян, упакованных в пакеты. Это требование налагало на хозяйствующие субъекты необоснованные ограничения и влекло существенные финансовые затраты на перемаркировку или уничтожение пакетов с семенами хорошего качества, но не отвечающих требованиям Приказа. По нашим подсчетам, эти затраты на примере только одной фирмы составляют в среднем около 5 млн р в год.

Все собранные экспертами материалы Минэкономразвития направило в Минюст РФ. По результатам рассмотрения этих материалов в Минсельхоз России из Минюста было направлено представление отменить указанный приказ или внести в него соответствующие изменения.

В результате конструктивной работы Ассоциации Независимых Российских Семенных Компаний с Минсельхозом России появился проект приказа Министра сельского хозяйства России о внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18.10.1999 № 707 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений».

В настоящее время этот проект размещен на сайте www.regulation.gov.ru. Каждый желающий может не только ознакомиться с ним, но и оставить свои замечания или предложения. Также мы ждем Ваших замечаний и предложений по адресу электронной почты АНРСК: anrsk@mail.ru.

Хочется, чтобы все услышали нас, и каждый на своем, пусть небольшом рубеже, начал отстаивать свои законные права и отказываться даже от самых незначительных коррупционных предложений надзорных органов. Мы все – составная часть огромного, быстро меняющегося общества, и, чтобы не отставать и соответствовать времени, нужно отказываться от старых принципов работы, переходить на законные, целесообразные и открытые взаимоотношения в нашей отрасли. Только так мы сможем общими усилиями построить цивилизованное правовое государство.

Г. И. Резвый,
секретарь по взаимодействию
с государственными структурами, юрист АНРСК

 

Запись опубликована в рубрике Работа и решения АНРСК с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.